350 руб
Журнал «Технологии живых систем» №4 за 2021 г.
Статья в номере:
Влияние острого стресса на психофизиологическую адаптацию студентов-первокурсников
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700997-202104-06
УДК: 612.821.1+612.017.2
Авторы:

Е.С. Оленко1, Е.В. Фомина2, В.Ф. Киричук3, А.И. Кодочигова4, В.Д. Юпатов5

1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет  им. Н.Г. Чернышевского» Минобрнауки РФ (г. Саратов, Россия)

2–5 ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава РФ (г. Саратов, Россия)

Аннотация:

Постановка проблемы. Поступление в вуз, новая социальная среда, большое количество информации, первая сессия, личностная самоидентификация и т.д. Ранее проведенные исследования показали, что при оценке уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза наиболее низкие его показатели были выявлены именно у студентов младших курсов. Другие исследования показали, что начало обучения в вузе чаще всего сопровождается наименьшей стрессоустойчивостью и наибольшей дезадаптивностью.

Цель работы – проведение сравнительного анализа психофизиологических показателей у студентов-первокурсников до и после острой стрессовой нагрузки для определения начальных признаков нарушения их адаптационно-приспособительной деятельности. 

Результаты. Усредненные показатели спектрально-временны́х значений вариабельности сердечного ритма, показателей центральной и мозговой гемодинамики у юношей-первокурсников до и после острой стрессовой нагрузки соответствовали физиологической возрастной норме без каких-либо существенных изменений. Вне зависимости от стрессовой нагрузки у юношей была выявлена умеренная межбассейновая асимметрия кровотока с обеих сторон с его усилением в области внутренних сонных артерий (от 15,9–21,4%). При оценке когнитивных способностей у студентов-первокурсников до и после острой стрессовой нагрузки наблюдается высокий уровень способности выделять существенные признаки предметов и эффективности сравнения и обобщения, однако после моделирования острого стресса количество правильных ответов существенно снижается, что говорит об ухудшении способности выделять существенные признаки предметов и эффективности сравнения и обобщения (р = 0,035). 

Практическая значимость. У студентов-первокурсников мужского пола вне зависимости от моделирования острой стрессовой нагрузки присутствует умеренная межбассейновая асимметрия кровотока с его усилением в области внутренних сонных артерий с обеих сторон, которые питают префронтальную кору головного мозга, ответственную за большое количество психических функций. После острого стрессорного моделирования первой страдает когнитивная сфера при сохранных нейрогуморальных механизмах регуляции ритма сердца и неизменных показателях центральной гемодинамики. 

Страницы: 56-64
Для цитирования

Оленко Е.С., Фомина Е.В., Киричук В.Ф., Кодочигова А.И., Юпатов В.Д. Влияние острого стресса на психофизиологическую адаптацию студентов-первокурсников // Технологии живых систем. 2021. T. 18. № 4. С. 56−64. DOI: https://doi.org/10.18127/ j20700997-202104-06

Список источников
  1. Аллахвердов В.М., Аллахвердов М.В. Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс // Вестник СанктПетербургского. университета. 2014. № 16 (4). С. 90–102.
  2. Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина. 1997. С. 265.
  3. Бергис Т.А., Екимова Ю. Н. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г. Тольятти // Балкансконаучное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 83–85.
  4. Березный Е.А., Рубин А. М. Практическая кардиоритмография. СПб. 1997. С. 143.
  5. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ. 2008. C. 352.
  6. Глебова Ю.А. Информационный стресс: признаки, стадии, защита и лечение // Сборник материалов междунар. научнопрактических конференций / Под ред. А.А. Коротких. 2018. С. 66–69.
  7. Головченко А.И., Востоцкая И.Ф., Осипова И.Л. Состояние функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы студенток с разным уровнем двигательной активности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2012. № 8. С. 25–29.
  8. Городецкая И.В., Коневалова Н. Ю., Солодовникова О. И. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов витебского государственного медицинского университета // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2013.  Т. 12. № 4. С. 140–145. 
  9. Зуйкова Е.Г., Бушма Т. В., Липовка А. Ю. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14. № 2. С. 759–765.
  10. Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности. 2015. Т. 65. №1. С. 33−60.
  11. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения. Иваново. 2000. C. 200.
  12. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Изд. 2-е, перераб. и доп. Иваново: Иван. гос. мед. академия. 2002. 290 с.
  13. Моросанова В.И., Филиппова Е. В., Фомина Т. Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. 2014. № 4. С. 4–17.
  14. Мухомадеев И.Г. Персональная психодиагностика стрессоустойчивости студентов Башкирского государственного аграрного университета // Российский электронный научный журнал. ФГБОУ ВО БГАУ. 2016. № 4. С. 230–236.
  15. Оленко Е.С., Киричук В.Ф., Кодочигова А.И. Особенности состояния мозговой гемодинамики у молодых мужчин в зависимости от их когнитивной функции //Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2020. Т. 70. № 1. С. 25–30.
  16. Полторак М.С., Гром В. Л., Сарчук Е.В. Оценка уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза // Juvenis scientia. 2019. № 4. С. 4–8.
  17. Романова А.К. Моделирование информационного стресса // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. Т. 2(3). С. 125–134.
  18. Сафонова С.Х. Методика «Исключение понятий». Патопсихология: хрестоматия: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Когито-Центр. 2000. С. 209–212. 
  19. Скачков И.Е., Сим К.А. Оценка адаптации студентов первокурсников по показателям психических процессов // Студенческие научные достижения. Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса: в 2-х ч. 2019. С. 169–172.
  20. Смирнова А.В., Корягина O.A. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 2. Электронный ресурс. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=1961.
  21. Спицин А.П., Колодкина Е. В., Першина Т. А., Бяков И. С. Функциональное состояние студентов медицинского вуза по данным анализа вариабельности сердечного ритма и центральной гемодинамики // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 1 (322). С. 24– 29. 
  22. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР– Медиа. 2010. 112 с.
  23. Сушко Г.К., Хашимов А. Преодоление стресса у студентов в период сессии путем организации самостоятельных занятий физической культурой // Cборник «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социальноэкономических условиях». Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 274–277.
  24. Сысоева Т.А. Теоретический анализ механизмов возникновения эмоционального эффекта Струпа // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 11 (1). C. 49–65.
  25. Тищенко М.И., Смирнов А. Д., Данилов Л. А. Характеристика и клиническое применение интегральной реографии – нового метода изучения ударного объема // Кардиология. 1973. № 11. С. 54–62.
  26. Трегуб А.С., Кузнецова Н. В., Бутовец Г. В. Оценка общего функционального состояния и адаптационных резервов организма человека методом вариабельности сердечного ритма // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4. С. 11–14.
  27. Финогенко Е.И. Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4. С. 341–344.
  28. Черепенникова Е.Ю. Влияние учебного стресса на общую стрессоустойчивость студента // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 4 (38). С. 186–188.
  29. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: «Удмуртский университет». 2009. C. 259.
  30. Шлык Н.И., Баевский Р. М. Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: материалы VI всероссийского симпозиума. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2016. С.608.
  31. Щербатых Ю.Н. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. 2000.  Т. 26 (5). С. 151. 
  32. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Изд-во Флинта: 342. 2006. 
  33. Яруллин Х.Х. Клиническая реоэнцефалография. М.: Медицина. 1983. C. 270.
  34. Mukhamedyanova A.R. Severity of information stress and ways of its optimization // International scientific journal «Symbol of science». 2017. № 03-3. P. 203–205.
  35. Sovershaeva S.L., Yushmanova L.S. Cerebral circulation (rheoencephalography) in healthy young persons with normo- and hypotension // Modern problems of science and education. 2014. № 7 (part 3). P. 563–565.
  36. Stroop J. R. Studies of interference in serial verbal reactions. Journal of Experimental Psychology. 1935. № 18(6). Р. 643–662.
Дата поступления: 20.04.2021
Одобрена после рецензирования: 21.05.2021
Принята к публикации: 20.10.2021