Е.С. Оленко1, Е.В. Фомина2, В.Ф. Киричук3, А.И. Кодочигова4, В.Д. Юпатов5
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Минобрнауки РФ (г. Саратов, Россия)
2–5 ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава РФ (г. Саратов, Россия)
Постановка проблемы. Поступление в вуз, новая социальная среда, большое количество информации, первая сессия, личностная самоидентификация и т.д. Ранее проведенные исследования показали, что при оценке уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза наиболее низкие его показатели были выявлены именно у студентов младших курсов. Другие исследования показали, что начало обучения в вузе чаще всего сопровождается наименьшей стрессоустойчивостью и наибольшей дезадаптивностью.
Цель работы – проведение сравнительного анализа психофизиологических показателей у студентов-первокурсников до и после острой стрессовой нагрузки для определения начальных признаков нарушения их адаптационно-приспособительной деятельности.
Результаты. Усредненные показатели спектрально-временны́х значений вариабельности сердечного ритма, показателей центральной и мозговой гемодинамики у юношей-первокурсников до и после острой стрессовой нагрузки соответствовали физиологической возрастной норме без каких-либо существенных изменений. Вне зависимости от стрессовой нагрузки у юношей была выявлена умеренная межбассейновая асимметрия кровотока с обеих сторон с его усилением в области внутренних сонных артерий (от 15,9–21,4%). При оценке когнитивных способностей у студентов-первокурсников до и после острой стрессовой нагрузки наблюдается высокий уровень способности выделять существенные признаки предметов и эффективности сравнения и обобщения, однако после моделирования острого стресса количество правильных ответов существенно снижается, что говорит об ухудшении способности выделять существенные признаки предметов и эффективности сравнения и обобщения (р = 0,035).
Практическая значимость. У студентов-первокурсников мужского пола вне зависимости от моделирования острой стрессовой нагрузки присутствует умеренная межбассейновая асимметрия кровотока с его усилением в области внутренних сонных артерий с обеих сторон, которые питают префронтальную кору головного мозга, ответственную за большое количество психических функций. После острого стрессорного моделирования первой страдает когнитивная сфера при сохранных нейрогуморальных механизмах регуляции ритма сердца и неизменных показателях центральной гемодинамики.
Оленко Е.С., Фомина Е.В., Киричук В.Ф., Кодочигова А.И., Юпатов В.Д. Влияние острого стресса на психофизиологическую адаптацию студентов-первокурсников // Технологии живых систем. 2021. T. 18. № 4. С. 56−64. DOI: https://doi.org/10.18127/ j20700997-202104-06
- Аллахвердов В.М., Аллахвердов М.В. Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс // Вестник СанктПетербургского. университета. 2014. № 16 (4). С. 90–102.
- Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина. 1997. С. 265.
- Бергис Т.А., Екимова Ю. Н. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г. Тольятти // Балкансконаучное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 83–85.
- Березный Е.А., Рубин А. М. Практическая кардиоритмография. СПб. 1997. С. 143.
- Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ. 2008. C. 352.
- Глебова Ю.А. Информационный стресс: признаки, стадии, защита и лечение // Сборник материалов междунар. научнопрактических конференций / Под ред. А.А. Коротких. 2018. С. 66–69.
- Головченко А.И., Востоцкая И.Ф., Осипова И.Л. Состояние функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы студенток с разным уровнем двигательной активности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2012. № 8. С. 25–29.
- Городецкая И.В., Коневалова Н. Ю., Солодовникова О. И. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов витебского государственного медицинского университета // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2013. Т. 12. № 4. С. 140–145.
- Зуйкова Е.Г., Бушма Т. В., Липовка А. Ю. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14. № 2. С. 759–765.
- Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности. 2015. Т. 65. №1. С. 33−60.
- Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения. Иваново. 2000. C. 200.
- Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Изд. 2-е, перераб. и доп. Иваново: Иван. гос. мед. академия. 2002. 290 с.
- Моросанова В.И., Филиппова Е. В., Фомина Т. Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. 2014. № 4. С. 4–17.
- Мухомадеев И.Г. Персональная психодиагностика стрессоустойчивости студентов Башкирского государственного аграрного университета // Российский электронный научный журнал. ФГБОУ ВО БГАУ. 2016. № 4. С. 230–236.
- Оленко Е.С., Киричук В.Ф., Кодочигова А.И. Особенности состояния мозговой гемодинамики у молодых мужчин в зависимости от их когнитивной функции //Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2020. Т. 70. № 1. С. 25–30.
- Полторак М.С., Гром В. Л., Сарчук Е.В. Оценка уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза // Juvenis scientia. 2019. № 4. С. 4–8.
- Романова А.К. Моделирование информационного стресса // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. Т. 2(3). С. 125–134.
- Сафонова С.Х. Методика «Исключение понятий». Патопсихология: хрестоматия: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Когито-Центр. 2000. С. 209–212.
- Скачков И.Е., Сим К.А. Оценка адаптации студентов первокурсников по показателям психических процессов // Студенческие научные достижения. Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса: в 2-х ч. 2019. С. 169–172.
- Смирнова А.В., Корягина O.A. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 2. Электронный ресурс. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=1961.
- Спицин А.П., Колодкина Е. В., Першина Т. А., Бяков И. С. Функциональное состояние студентов медицинского вуза по данным анализа вариабельности сердечного ритма и центральной гемодинамики // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 1 (322). С. 24– 29.
- Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР– Медиа. 2010. 112 с.
- Сушко Г.К., Хашимов А. Преодоление стресса у студентов в период сессии путем организации самостоятельных занятий физической культурой // Cборник «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социальноэкономических условиях». Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 274–277.
- Сысоева Т.А. Теоретический анализ механизмов возникновения эмоционального эффекта Струпа // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 11 (1). C. 49–65.
- Тищенко М.И., Смирнов А. Д., Данилов Л. А. Характеристика и клиническое применение интегральной реографии – нового метода изучения ударного объема // Кардиология. 1973. № 11. С. 54–62.
- Трегуб А.С., Кузнецова Н. В., Бутовец Г. В. Оценка общего функционального состояния и адаптационных резервов организма человека методом вариабельности сердечного ритма // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4. С. 11–14.
- Финогенко Е.И. Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4. С. 341–344.
- Черепенникова Е.Ю. Влияние учебного стресса на общую стрессоустойчивость студента // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 4 (38). С. 186–188.
- Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: «Удмуртский университет». 2009. C. 259.
- Шлык Н.И., Баевский Р. М. Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: материалы VI всероссийского симпозиума. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2016. С.608.
- Щербатых Ю.Н. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. 2000. Т. 26 (5). С. 151.
- Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Изд-во Флинта: 342. 2006.
- Яруллин Х.Х. Клиническая реоэнцефалография. М.: Медицина. 1983. C. 270.
- Mukhamedyanova A.R. Severity of information stress and ways of its optimization // International scientific journal «Symbol of science». 2017. № 03-3. P. 203–205.
- Sovershaeva S.L., Yushmanova L.S. Cerebral circulation (rheoencephalography) in healthy young persons with normo- and hypotension // Modern problems of science and education. 2014. № 7 (part 3). P. 563–565.
- Stroop J. R. Studies of interference in serial verbal reactions. Journal of Experimental Psychology. 1935. № 18(6). Р. 643–662.