Е.Г. Гейко¹, И.В. Радыш², Т.В. Ляпунова³, Н.В. Ермакова4, Е.А. Северина5, Л. Андрев6
1–6 Медицинский институт Российского университета дружбы народов (Москва, Россия)
Постановка проблемы. Индивидуально-психологические особенности личности и их взаимосвязь с длительностью времени, проводимого в онлайн-режиме у студентов не изучены.
Цель работы – исследование индивидуально-психологических особенностей личности и оценка их взаимосвязи с длительностью времени, проводимого в онлайн-режиме у студентов.
Результаты. Для исследования индивидуально-психологических особенностей личности использовали опросники «Психические состояния личности», «Тест социального самоконтроля Снайдера», «Исследование волевой саморегуляции» и «Тест на эмоциональный интеллект». Установлено, что студенты, у которых волевая саморегуляция личности, самообладание, социальный самоконтроль, уровень эмоциональной гибкости, управление своими эмоциями и эмпатия находятся на высоком уровне, относятся ко 2-й группе и проводят в сети Интернет меньше времени, чем студенты 1-й группы, у которых эти качества менее развиты. Выявлено, что такие стойкие отрицательные состояния, как одиночество и ощущение бессмысленности существования умеренно выражены и преобладают у студентов 1-й группы по сравнению со 2-й; при этом враждебный конфликт преобладает во 2-й группе. Свобода воли и расхождение между реальным и идеальным «Я» умеренно выражены у студентов в обеих группах. Корреляционный анализ показал прямую взаимосвязь между волевой саморегуляцией, настойчивостью, самомотивацией, ощущением ненужности, бездомности, чувством одиночества и количеством времени, проводимом в онлайн-режиме. Обратная взаимосвязь наблюдается между социальным самоконтролем, эмоциональной осведомленностью, управлением своими эмоциями, ощущением бессмысленности существования, свободой выбора и временем в онлайн-режиме. Таким образом, студенты, у которых наиболее выражены такие психологические характеристики, как эмпатия, волевая саморегуляция, настойчивость, социальный самоконтроль, эмоциональный интеллект и самомотивация, склонны проводить меньше времени в сети Интернет, чем студенты, у которых эти качества менее развиты. Студенты, у которых преобладают стойкие отрицательные психоэмоциональные состояния, склонны проводить больше времени в сети Интернет, чем те, у кого они менее выражены.
Практическая значимость. Выявленные у студентов индивидуально-психологические особенности личности и их взаимосвязь с длительностью времени, проводимого в онлайн-режиме, могут быть использованы при разработке программы по оценке здоровья студенческой молодежи. В каждой группе студентов имеются свои специфические особенности личности и стойкие отрицательные состояния, которые оказывают влияние на поведение и взаимосвязаны с временем пребывания в онлайн-режиме.
Гейко Е.Г., Радыш И.В., Ляпунова Т.В., Ермакова Н.В., Северина Е.А., Андрев Л. Оценка индивидуально-психологических особенностей студентов с разной длительностью пребывания в онлайн-режиме // Технологии живых систем. 2021. T. 18. № 2. С. 15–22. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700997-202102-02
- Белова Т.А., Кечина М.А. Исследование личностных характеристик студентов, активно пользующихся социальными сетями // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9(7). С. 63–75.
- Богомолова А.Е. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: Дис. … канд. пед. наук. М. 2015. 125 с.
- Войскунский А.Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии / Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Аспирант, 2016. С. 17–26.
- Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь. 2009. 279 с.
- Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. М.: Феникс. 2010. 316 с. 6. Гржибовский А.М. Выбор статистического критерия для проверки гипотез // Экология человека. 2008. № 11. С. 48–57.
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь. 2005. 436 с.
- Еляков А.Д. Благо и зло: жгучий парадокс Интернета // Философия и общество. 2011. № 2. С. 58–76.
- Лысак И.В. Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4. С. 206–209.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР СЭ. 2016. 176 с.
- Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Изд-во ИПП. 1996. 127 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Изд-во Бахрах-М. 2017. 672 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во ИИП. 2009. 339 с.
- Чудова Н.В. Особенности образа Я «жителя» Интернета // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 54–59.
- Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Изд-во Пороги. 2006. 196 с.