А.В. Башкирева – к.б.н., доцент,
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина (Россия)
Т.В. Башкирева – д.б.н., профессор,
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина (Россия)
А.Е. Северин – д.м.н., профессор,
кафедра нормальной физиологии, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)
Е.А. Северина – ассистент,
кафедра нормальной физиологии, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)
Постановка проблемы. Увеличение роли удаленного обучения с использованием информационных технологий существенно изменило характер образовательной деятельности, снизив роль коллективных компонентов обучения, невербальных форм передачи информации, увеличив значение индивидуальных компонентов в образовательном процессе. При этом, во многих исследованиях отмечаются различия вегетативного обеспечения операторской деятельности у мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей вегетативного реагирования у юношей и девушек при интенсивной работе в интернете в период обучения.
Результаты. Обследовано 48 студентов (26 юношей и 22 девушки), осуществляющих активную непрерывную работу в интернете по заданию, которое включало поиск информации и составления эссе на тему психологических особенностей восприятия информации в режиме онлайн. Общее время непрерывной работы составляло 180 мин. Вегетативный статус обследуемых изучался по показателям анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР), которые регистрировались до работы на компьютере и после выполнения задания. Изучены следующие показатели: RMSSD – (мс) квадратный корень из суммы квадратов разности величин последовательных пар R-R-интервалов; SDNN – стандартное отклонение от средней длительности всех R-R-интервалов; мощность спектров различных частотных диапазонов: высокой частоты (HF), отражающей активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и низкой частоты (LF), отражающей активность симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Зарегистрированные данные ВСР, полученные перед работой на компьютере, показали отсутствие значимых различий между обследуемыми группами юношей и девушек. В то же время, после интенсивных занятий в интернете по поиску информации по заявленной тематике, были выявлены существенные различия. Вегетативный статус у юношей характеризуется общей ваготонией, а у девушек – частичной симпатикотонией.
Практическая значимость. Полученные результаты позволяют утверждать, что длительные занятия в цифровом пространстве у юношей и девушек в условиях обучения достоверно влияют на вегетативный статус. В связи с этим необходимо проведение дальнейших исследований для разработки методических рекомендаций и санитарногигиенических норм, учитывающих особенности вегетативного реагирования у мужчин и женщин при организации продуктивного образовательного процесса с интенсивным использованием компьютерных технологий.
Башкирева А.В., Башкирева Т.В., Северин А.Е., Северина Е.А. Половые различия регуляции вегетативной нервной системы у студентов в условиях длительной работы в интернете // Технологии живых систем. 2020. Т. 17. № 4. С. 66–70. DOI: 10.18127/j20700997-202004-07.
- Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. Алма-Ата: Казахстан; СПб.: Сотис, 1998. 531 с.
- Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука. 1969. 392 с. https://vk.com/wall-145366226_1053.
- Яшина Т.С., Могилев А.В. О понятии и структуре единого информационного образовательного пространства (ЕИОП): Материалы Междунар. науч.-практ. конф. // Информатизация образования 2005. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. 2005. С. 330–338. www.gorodrabot.ru.
- Гринберг Д.А., Аминофф М.Дж., Саймон Р.П. Клиническая неврология. М.: МЕДпресс 2004. 480 с.
- Флейшман А.Н., Мартынов И.Д., Петровский С.А., Кораблина Т.В. Ортостатическая тахикардия: диагностическое и прогностическое значение very low frequency вариабельности сердечного ритма // Бюллетень сибирской медицины. 2014. № 13(4). С. 136–148. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-136-148.
- Бодров В.А., Обозов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. 2000. № 4. Т. 21. С. 32–44.
- Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. №. 4. С. 6–16.
- Бердников Д.В., Бобынцев И.И., Апчел В.Я., Андриуца Н.С. Половые различия регуляции операторской деятельности и ее нейрофизиологического обеспечения // Экология человека. 2019. № 9. С. 31–40.
- Полякова Н.З. Психофизиологические особенности операторов и их влияние на показатели деятельности с учетом фактора пола: Автореф. дисс. …канд. биол. наук. М. 1990. 26 с.