С.В. Чащин1, Д.А. Мосин2, Е.В. Борунова3, В.В. Куликов4, И.А. Исаева5, К.А. Потапова6
1–3 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург, Россия)
4 АО «Концерн «Моринформсистема – Агат» (Москва, Россия)
5,6 Московский технологический университет (РТУ МИРЭА) (Москва, Россия)
1 sonpo123@mail.ru, 2 mosin_da@mail.ru, 3 ms.poprygina@mail.ru, 4 vlk6161@yandex.ru
Постановка проблемы. Обоснования облика учебно-тренировочных средств для переобучения (повышения квалификации) специалистов, работающих по одному профилю, но на разных по составу и технологии обработки информации (режимах работы) специализированных комплексах автоматизации, усугубляется тем, что обучающиеся в одной группе обладают разным набором компетенций в зависимости от занимаемой должности в организации, различными стажем работы и степенью овладения специальностью, а адекватных методов решения сложившейся ситуации нет.
Цель. Усовершенствовать научно-методический аппарат синтеза учебно-тренировочных средств, для чего необходимо разработать методический аппарат формирования облика специализированного учебно-тренировочного средства, удовлетворяющего требованиям достижения обучающимися приемлемого уровня освоения компетенций при накладываемых ресурсных ограничениях.
Результаты. На основании проведенных исследований предложен метод, с помощью которого можно обосновать необходимость воспроизведения элементов рассматриваемых специализированных комплексов автоматизации относительно реальной системы и ее взаимосвязей при функционировании по целевому предназначению, для рационального выбора структуры учебно-тренировочного средства. Отмечено, что новизна работы заключается в разработке методического подхода, который, в отличие от известных, позволяет получить оценку качества предполагаемых образцов учебно-тренировочных средств при заданных ограничениях по уровню компетенций, которыми должны обладать специалисты, и затрачиваемого на его создание ресурса.
Практическая значимость. Полученные результаты разработанного научно-методического аппарата могут быть использованы для решения практических задач по формированию облика учебно-тренировочных средств, специализированных для обучения специалистов в одной области, но разных направлений деятельности.
- Прохоров М.А., Юхимук Р.А., Лыкова М.А. Методология моделирования педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения // Управление устойчивым развитием. 2022. № 4(41). С. 102–106.
- Дозорцев В.М., Крейдлин Е.Ю. Формирование навыков деятельности оператора в предаварийных и аварийных ситуациях в процессе компьютерного тренинга // Тезисы докладов XII Междунар. науч. конф. «Математические методы в технике и технологиях (ММТТ-12)». Том 3. Великий Новгород, 1999. С. 256 –271.
- Li Z., Ren C., Li X., Pardos Z.A. Learning Skill Equivalencies Across Platform Taxonomies. In LAK21: 11th International Learning Analytics and Knowledge Conference (LAK21). 2021.
- Matsuda N., Wood J., Shrivastava R., Shimmei M., Bier N., Others. Latent skill mining and labeling from courseware content. Journal of Educational Data Mining. 2022. V. 14(2).
- Галанкин А.В., Борунова Е.В. Особенности использования элементов электронной информационно-образовательной среды в условиях дистанционного обучения // Информационный бюллетень № 147; под общ. ред. И.Ю. Воронкова. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2021. C. 25–32.
- Степанова-Быкова А.С., Дулинец Т.Г. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций. Красноярск: ИПК СФУ. 2009.
- Вечеркин В.Б., Борунова Е.В. Творческая мастерская преподавателя. один из основных инструментов организации работы в военно-научной секции кафедры // Новатор / под ред. Ю.В. Кулешова. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2018. Вып. 35. C. 32–36.
- Кузьменко М.Д. Критерии и показатели профессиональной пригодности специалистов операторского профиля в особых условиях деятельности // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1. С. 125–128.
- Одинокая М.А. Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе / Под. ред. М.А. Одинокой, Н.В. Поповой. СПб.: Изд-во Полит. ун-та. 2018. 258 с.
- Тренажерные комплексы и тренажеры: технологии разработка и опыт эксплуатации / Под ред. В.Е. Шукшунова. М.: Машиностроение. 2005. 383 с.
- Актуальные вопросы методики преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях: Сборник материалов региональной заочной электронной конференции (18 января. 17 февраля 2016 г.) // Сост. Л.И. Колесникова, О.И. Левицкая, Н.С. Сидаш. ГПОУ ХМТ ГВУЗ «ДонНТУ». 2016. 163 с.
- Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов ВМФ. Тверь: Изд-во НИИ ЦПС. 2010. 205 с.

