350 руб
Журнал «Наукоемкие технологии» №4 за 2025 г.
Статья в номере:
Методический подход к обоснованию облика учебно-тренировочного комплекса в рамках формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j19998465-202504-09
УДК: 378.146
Авторы:

С.В. Чащин1, Д.А. Мосин2, Е.В. Борунова3, В.В. Куликов4, И.А. Исаева5, К.А. Потапова6

1–3 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург, Россия)
4 АО «Концерн «Моринформсистема – Агат» (Москва, Россия)
5,6 Московский технологический университет (РТУ МИРЭА) (Москва, Россия)
1 sonpo123@mail.ru, 2 mosin_da@mail.ru, 3 ms.poprygina@mail.ru, 4 vlk6161@yandex.ru

Аннотация:

Постановка проблемы. Обоснования облика учебно-тренировочных средств для переобучения (повышения квалификации) специалистов, работающих по одному профилю, но на разных по составу и технологии обработки информации (режимах работы) специализированных комплексах автоматизации, усугубляется тем, что обучающиеся в одной группе обладают разным набором компетенций в зависимости от занимаемой должности в организации, различными стажем работы и степенью овладения специальностью, а адекватных методов решения сложившейся ситуации нет.

Цель. Усовершенствовать научно-методический аппарат синтеза учебно-тренировочных средств, для чего необходимо разработать методический аппарат формирования облика специализированного учебно-тренировочного средства, удовлетворяющего требованиям достижения обучающимися приемлемого уровня освоения компетенций при накладываемых ресурсных ограничениях.

Результаты. На основании проведенных исследований предложен метод, с помощью которого можно обосновать необходимость воспроизведения элементов рассматриваемых специализированных комплексов автоматизации относительно реальной системы и ее взаимосвязей при функционировании по целевому предназначению, для рационального выбора структуры учебно-тренировочного средства. Отмечено, что новизна работы заключается в разработке методического подхода, который, в отличие от известных, позволяет получить оценку качества предполагаемых образцов учебно-тренировочных средств при заданных ограничениях по уровню компетенций, которыми должны обладать специалисты, и затрачиваемого на его создание ресурса.

Практическая значимость. Полученные результаты разработанного научно-методического аппарата могут быть использованы для решения практических задач по формированию облика учебно-тренировочных средств, специализированных для обучения специалистов в одной области, но разных направлений деятельности.

Страницы: 76-82
Список источников
  1. Прохоров М.А., Юхимук Р.А., Лыкова М.А. Методология моделирования педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения // Управление устойчивым развитием. 2022. № 4(41). С. 102–106.
  2. Дозорцев В.М., Крейдлин Е.Ю. Формирование навыков деятельности оператора в предаварийных и аварийных ситуациях в процессе компьютерного тренинга // Тезисы докладов XII Междунар. науч. конф. «Математические методы в технике и технологиях (ММТТ-12)». Том 3. Великий Новгород, 1999. С. 256 –271.
  3. Li Z., Ren C., Li X., Pardos Z.A. Learning Skill Equivalencies Across Platform Taxonomies. In LAK21: 11th International Learning Analytics and Knowledge Conference (LAK21). 2021.
  4. Matsuda N., Wood J., Shrivastava R., Shimmei M., Bier N., Others. Latent skill mining and labeling from courseware content. Journal of Educational Data Mining. 2022. V. 14(2).
  5. Галанкин А.В., Борунова Е.В. Особенности использования элементов электронной информационно-образовательной среды в условиях дистанционного обучения // Информационный бюллетень № 147; под общ. ред. И.Ю. Воронкова. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2021. C. 25–32.
  6. Степанова-Быкова А.С., Дулинец Т.Г. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций. Красноярск: ИПК СФУ. 2009.
  7. Вечеркин В.Б., Борунова Е.В. Творческая мастерская преподавателя. один из основных инструментов организации работы в военно-научной секции кафедры // Новатор / под ред. Ю.В. Кулешова. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2018. Вып. 35. C. 32–36.
  8. Кузьменко М.Д. Критерии и показатели профессиональной пригодности специалистов операторского профиля в особых условиях деятельности // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1. С. 125–128.
  9. Одинокая М.А. Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе / Под. ред. М.А. Одинокой, Н.В. Поповой. СПб.: Изд-во Полит. ун-та. 2018. 258 с.
  10. Тренажерные комплексы и тренажеры: технологии разработка и опыт эксплуатации / Под ред. В.Е. Шукшунова. М.: Машиностроение. 2005. 383 с.
  11. Актуальные вопросы методики преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях: Сборник материалов региональной заочной электронной конференции (18 января. 17 февраля 2016 г.) // Сост. Л.И. Колесникова, О.И. Левицкая, Н.С. Сидаш. ГПОУ ХМТ ГВУЗ «ДонНТУ». 2016. 163 с.
  12. Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов ВМФ. Тверь: Изд-во НИИ ЦПС. 2010. 205 с.
Дата поступления: 25.04.2025
Одобрена после рецензирования: 14.05.2025
Принята к публикации: 20.07.2025