Журнал «Наукоемкие технологии» №4 за 2021 г.
Статья в номере:
«Регуляторная гильотина» – опасности и перспективы для промышленных предприятий
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j19998465-202104-06
УДК: 342.5
Авторы:

А.А. Чеснокова1, К.И. Порсев2, В.П. Марин3

1,2 Ярославский государственный технический университет (г. Ярославль, Россия)

3 МИРЭА – Российский технологический университет (Москва, Россия)  

Аннотация:

Постановка проблемы. В 2017 г. началась реформа контрольно-надзорной деятельности для снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства. Тогда в Российской Федерации появился механизм «регуляторной гильотины» как комплексное обновление обязательных требований к промышленным предприятиям. Во многих странах, начиная с 1980 г., проводились реформы по отмене функций государственных контрольно-надзорных органов, пересмотру норм регулирования и передаче функций уполномоченным государством негосударственным службам. Такое реформирование способствовало резкому скачку в экономическом развитии таких стран, как США и Франция.

Цель. Проанализировать особенности внедрения механизма «регуляторной гильотины» для промышленных предприятий в Российской Федерации, показать ее опасности и перспективы. 

Результаты. Установлено, что необходимо применять процессно-ориентированный подход при осуществлении контрольнонадзорной деятельности административных служб. Определены сложности внедрения механизма «регуляторной гильотины» на промышленных предприятиях. Показано, что механизм «регуляторной гильотины» для предприятий позволит сократить излишние контрольно-надзорные проверки, минимизировать административное давление, сформировать системное регулирование контрольно-надзорной деятельности. Отмечено, что новая нормативно-законодательная база (обязательные требования) должна стать согласованной и однозначной, соответствующей требованиям времени и технологическому развитию предприятий, основанной на наиболее значимых общественных рисках. Это позволит предприятиям сократить затраты и устранить барьеры для развития. Однако выявлено, что реализация механизма «регуляторной гильотины» зависит от организационно-управленческих аспектов: определения, обоснования и разработки обязательных требований, обеспечивающих риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности. Она является сложной задачей для всех участников реформы, требующей от них оперативности и согласованности. Показано, что проведение «регуляторной гильотины» может занять годы, и предприятиям придется работать в режиме неопределенности нормативной базы еще несколько лет, а установление большого числа неконтролируемых исключений способствует неоднозначности процедур контрольно-надзорной деятельности.

Практическая значимость. Поскольку внедрение механизма «регуляторной гильотины» может способствовать резкому скачку в экономическом развитии, то «регуляторная гильотина» особенно актуальна для организаций, выпускающих высокотехнологичную продукцию, так как именно на этих предприятиях должны применяться требования, соответствующие современному уровню научно-технического прогресса.

Страницы: 43-49
Для цитирования

Чеснокова А.А., Порсев К.И., Марин В.П. «Регуляторная гильотина» – опасности и перспективы для промышленных предприятий // Наукоемкие технологии. 2021. Т. 22. № 4. С. 43−49. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998465-202104-06

Список источников
  1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждены Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. СПС Консультант плюс.
  2. Александров О.В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса // Торговая политика. 2019. № 1 (17). С. 107–119.
  3. План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2118.
  4. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017) // СПС Консультант плюс.
  5. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины», видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм «регуляторной гильотины» (утв. Правительством РФ 04.07.2019). СПС Консультант плюс.
  6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». СПС Консультант плюс.
  7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». СПС Консультант плюс.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970». СПС Консультант плюс.
  9. Постановление Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» // СПС Консультант плюс.
  10. Чепунов О.И. Некоторые проблемы «регуляторной гильотины» // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45. № 1. С. 133–140.
  11. Методика исполнения плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» // СПС Консультант плюс.
  12. Мартынов А.В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольнонадзорной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 143–165.
Дата поступления: 14.04.2021
Одобрена после рецензирования: 28.04.2021
Принята к публикации: 25.05.2021