А.А. Чеснокова1, К.И. Порсев2, В.П. Марин3
1,2 Ярославский государственный технический университет (г. Ярославль, Россия)
3 МИРЭА – Российский технологический университет (Москва, Россия)
Постановка проблемы. В 2017 г. началась реформа контрольно-надзорной деятельности для снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства. Тогда в Российской Федерации появился механизм «регуляторной гильотины» как комплексное обновление обязательных требований к промышленным предприятиям. Во многих странах, начиная с 1980 г., проводились реформы по отмене функций государственных контрольно-надзорных органов, пересмотру норм регулирования и передаче функций уполномоченным государством негосударственным службам. Такое реформирование способствовало резкому скачку в экономическом развитии таких стран, как США и Франция.
Цель. Проанализировать особенности внедрения механизма «регуляторной гильотины» для промышленных предприятий в Российской Федерации, показать ее опасности и перспективы.
Результаты. Установлено, что необходимо применять процессно-ориентированный подход при осуществлении контрольнонадзорной деятельности административных служб. Определены сложности внедрения механизма «регуляторной гильотины» на промышленных предприятиях. Показано, что механизм «регуляторной гильотины» для предприятий позволит сократить излишние контрольно-надзорные проверки, минимизировать административное давление, сформировать системное регулирование контрольно-надзорной деятельности. Отмечено, что новая нормативно-законодательная база (обязательные требования) должна стать согласованной и однозначной, соответствующей требованиям времени и технологическому развитию предприятий, основанной на наиболее значимых общественных рисках. Это позволит предприятиям сократить затраты и устранить барьеры для развития. Однако выявлено, что реализация механизма «регуляторной гильотины» зависит от организационно-управленческих аспектов: определения, обоснования и разработки обязательных требований, обеспечивающих риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности. Она является сложной задачей для всех участников реформы, требующей от них оперативности и согласованности. Показано, что проведение «регуляторной гильотины» может занять годы, и предприятиям придется работать в режиме неопределенности нормативной базы еще несколько лет, а установление большого числа неконтролируемых исключений способствует неоднозначности процедур контрольно-надзорной деятельности.
Практическая значимость. Поскольку внедрение механизма «регуляторной гильотины» может способствовать резкому скачку в экономическом развитии, то «регуляторная гильотина» особенно актуальна для организаций, выпускающих высокотехнологичную продукцию, так как именно на этих предприятиях должны применяться требования, соответствующие современному уровню научно-технического прогресса.
Чеснокова А.А., Порсев К.И., Марин В.П. «Регуляторная гильотина» – опасности и перспективы для промышленных предприятий // Наукоемкие технологии. 2021. Т. 22. № 4. С. 43−49. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998465-202104-06
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждены Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. СПС Консультант плюс.
- Александров О.В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса // Торговая политика. 2019. № 1 (17). С. 107–119.
- План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2118.
- Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017) // СПС Консультант плюс.
- Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины», видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм «регуляторной гильотины» (утв. Правительством РФ 04.07.2019). СПС Консультант плюс.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». СПС Консультант плюс.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». СПС Консультант плюс.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970». СПС Консультант плюс.
- Постановление Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» // СПС Консультант плюс.
- Чепунов О.И. Некоторые проблемы «регуляторной гильотины» // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45. № 1. С. 133–140.
- Методика исполнения плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» // СПС Консультант плюс.
- Мартынов А.В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольнонадзорной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 143–165.