350 руб
Журнал «Нелинейный мир» №4 за 2025 г.
Статья в номере:
Инструменты повышения эффективности образовательных программ в области информационных технологий
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700970-202504-07
УДК: 004
Авторы:

Н.Н. Ушкова1, А.Н. Чесалин2, С.Я. Гродзенский3, А.В. Ставцев4, С.А. Овчинников5

1–5 Московский технологический университет (РТУ МИРЭА) (Москва, Россия)
3 grodzenskys@yandex.ru

Аннотация:

Постановка проблемы. В настоящее время актуальна проблема повышения эффективности программ подготовки специалистов в области информационных технологий (ИТ). При формировании образовательных программ в области ИТ в вузах основными документами являются профессиональные стандарты и федеральные государственные стандарты, в которых содержится информация о требованиях к реализации программ в части формируемых компетенций, необходимого кадрового состава преподавателей, материально-технического обеспечения, сроков реализации и пр. При этом в регламентирующих документах не содержится информации о формируемых и используемых ИТ-тех­нологиях, последовательности реализации программы, конкретных ИТ-профессиях и соответствующих им знаниям и компетенциям. Для формирования связных, актуальных и гармоничных образовательных программ предлагается использовать несколько инструментов анализа, которые позволяют повысить эффективность разработки образовательных программ.

Цель. Исследовать возможность повышения эффективности формирования образовательных программ и предложить меры по преодолению несвязности учебных блоков, оторванности их от реальных задач практики и быстрого устаревания.

Результаты. Для повышения эффективности образовательных программ в области информационных технологий предложено использование инструментов анализа данных, в частности, карты знаний (mind map), диаграммы компетенций (competence diagram), траектории развития (дорожная карта, roadmap). Проанализированы их достоинства и недостатки, исследованы возможности их совместного применения. Предложена нотация моделирования образовательных программ на основе карточек учебных модулей. Представлена диаграмма взаимодействия инструментов построения эффективных образовательных программ.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезны методистам, преподавателям, научным сотрудникам и другим специалистам, участвующим в образовательном процессе, при формировании образовательных программ в области информационных технологий, для обеспечения их полноты, связности, гармоничности и соответствию требованиям рынка в области информационных технологий.

Страницы: 59-68
Для цитирования

Ушкова Н.Н., Чесалин А.Н., Гродзенский С.Я., Ставцев А.В., Овчинников С.А. Инструменты повышения эффективности образовательных программ в области информационных технологий // Нелинейный мир. 2025. Т. 23. № 4. С. 59–68. DOI: https://doi.org/10.181 27/j20700970-202504-07

Список источников
  1. Hopper C. Practicing College Learning Strategies (4th ed.). Boston: Houghton Harcour. 2007.
  2. Buzan T. Use Your Head. London: BBC Books, 1974.
  3. Nesbit J.C., Adesope O.O. Learning with concept and knowledge maps: A meta-analysis. Review of Educational Research. 2006. V. 76 (3). P. 413–448.
  4. Farrand P., Hussain F., Hennessy E. The efficacy of the mind map study technique. Medical Education. 2002. V. 36 (5).
    P. 426–431.
  5. Гаврилова Т.А., Кузнецова А.В., Алканова О.Н., Гринберг Э.Я. Визуализация компетенций сотрудников с помощью карт знаний // Российский журнал менеджмента. 2024. № 22 (1). С. 86–112.
  6. Kudryavtsev D., Gavrilova T. From anarchy to system: A novel classification of visual knowledge codification techniques. Knowledge and Process Management. 2017. V. 24 (1). P. 3–13.
  7. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review. 1959. V. 66. P. 297–333.
  8. Boyatzis R. Competent manager: a model for effective performance. 1982.
  9. Miron D., McClelland D.C. The effect of achievement motivation training on small business. California Management Review. 1979. V. 21. P. 13–28.
  10. Clark W., Gantt H. The Gantt chart, a working tool of management. New York: Ronald Press. 1922.
  11. Чесалин А.Н., Ушкова Н.Н., Ставцев А.В., Маркарянц В.Ю., Чаругин В.В. Управление компетенциями в области информационных технологий в образовательных организациях высшего образования // Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты, Сборник трудов Национальной научно-практической конференции. М.: РТУ МИРЭА. 2024. С. 737–742.
  12. Ушкова Н.Н., Чесалин А.Н., Гродзенский С.Я. О теоретических основах формирования компетенций образовательных программ в области информационных технологий // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. Сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции. М.: РТУ МИРЭА. 2024. С. 324–327.
  13. Ушкова Н.Н., Чесалин А.Н. Болотин К.В. О визуализации больших данных в информационных системах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2022. № 6. С. 150–160.
  14. Чесалин А.Н., Ушкова Н.Н., Гродзенский С.Я., Овчинников С.А., Ставцев А.В., Болотин К.В. О формировании ИТ-компетенций в образовательных программах высшего образования // Нелинейный мир. 2025. № 1.
  15. Гродзенский С.Я., Гродзенский Я.С. Метод Парето: история, новые возможности, перспективы // Нелинейный мир. 2023. Т. 21. № 1. С. 47–53.
  16. Гродзенский С.Я., Калачева Е.А. Информационные технологии: история развития и становления // Нелинейный мир. 2016. Т. 14. № 5. С. 74–79.
  17. Гродзенский С.Я., Чесалин А.Н. Использование аппарата нечеткой логики для оценки надежности автоматизированных систем // Нелинейный мир. 2017. Т. 15. № 4. С. 17–24.
Дата поступления: 16.06.2025
Одобрена после рецензирования: 30.06.2025
Принята к публикации: 20.11.2025