350 руб
Журнал «Нелинейный мир» №1 за 2025 г.
Статья в номере:
Формирование ИТ-компетенций в образовательных программах высшего образования
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700970-202501-06
УДК: 005
Авторы:

А.Н. Чесалин1, Н.Н. Ушкова2, С.Я. Гродзенский3, С.А. Овчинников4, А.В. Ставцев5, К.В. Болотин6

1,2, 4–6 МИРЭА – Российский технологический университет (РТУ МИРЭА) (Москва, Россия)
3 Российский государственный социальный университет (РГСУ), (Москва, Россия)
3 grodzenskys@yandex.ru

Аннотация:

Постановка проблемы. Образовательный процесс вузах РФ формируется на основе федеральных образовательных и профессиональных стандартов, в которых обычно отсутствует информация о конкретных информационных технологиях (ИТ) и навыках, которыми должны обладать будущие специалисты. В результате возникает разрыв между требуемыми и фактическими компетенциями выпускников.

Цель. Исследовать процесс формирования ИТ-компетенций у обучающихся в вузах и факторы, влияющие на их эффективность, и предложить систему управления компетенциями, позволяющую заинтересованным сторонам (преподавателям, студентам, работодателям и др.) проводить анализ ИТ-компетенций и корректировать учебный процесс. Необходимо рассмотреть зарубежные и российские подходы к формированию ИТ-компетенций при обучении студентов в вузах, а также проанализировать факторы, влияющие на их эффективность.

Результаты. Предложена система, с помощью которой заинтересованные стороны смогут проводить всесторонний анализ ИТ-компетенций. Рассмотрены теоретические основы формирования компетенций. Проанализированы зарубежные и российские подходы и исследованы факторы, на них влияющие. Отмечена необходимость в дополнительной (адаптированной под требования заинтересованных лиц) информации об ИТ-компетенциях. Показана автоматизированная система управления ИТ-компетенциями.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для анализа ИТ-компетенций и повышения эффективного образовательного процесса.

Страницы: 46-58
Для цитирования

Чесалин А.Н., Ушкова Н.Н., Гродзенский С.Я., Овчинников С.А., Ставцев А.В., Болотин К.В. Формирование ИТ-компе­тенций в образовательных программах высшего образования // Нелинейный мир. 2025. Т. 23. № 1. С. 46–58. DOI: https://doi.org/10.18127/ j20700970-202501-06

Список источников
  1. Климова Ю.О. Компетенции ИТ-специалистов в условиях перехода к цифровой экономике // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Экономические науки. 2020. № 10 (444). Вып. 70. С. 10–20.
  2. Bloomet B.S. et al. Taxonomy of Educational Objectives: Handbook 1, the Cognitive Domain. New York: Longmans, Green, 1956. 403 p.
  3. Anderson L.W., Krathwohl D.R. et al. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman. 2001. 352 p
  4. Fink L.D. Creating significant learning experiences: An integrated approach to designing college courses. San Francisco: Jossey-Bass. 2013. 352 p.
  5. Тагунова И.А., Долгая О.И. Междисциплинарное содержание общего образования за рубежом: монография. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». 2023. 108 с.
  6. Ebbinghaus H. Memory. А contribution to experimental psychology. New York city. Teachers college, Columbia university. 1913. 142 p.
  7. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. О забывании учебного материала // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4.
    № 3. С. 97–125.
  8. Fritz Machlup Knowledge: Its Creation. Distribution and Economic Significance. Volume III: The Economics of Information and Human Capital. 1984, 672 p.
  9. Charette R.N. An Engineering Career: Only a Young Person’s Game?, Institute of Electrical and Electronics Engineers. spectrum.ieee.org. 2013.
  10. Диллон Б., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надежности систем: Пер. с англ. М.: Мир. 1984. 318 с.
  11. Ушкова Н.Н., Чесалин А.Н., Болотин К.В. О визуализации больших данных в информационных системах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2022. № 6. С. 150–160.
  12. Ишакова Е.Н., Медведева М.В. О профессиональной компетенции бакалавров и магистров в области программной инженерии // Вестник ОГУ. 2012. № 2 (138).
  13. Гродзенский С.Я., Гродзенский Я.С. Метод Парето: история, новые возможности, перспективы // Нелинейный мир. 2023. Т. 21. № 1. С. 47–53.
  14. Гродзенский С.Я., Калачева Е.А. Информационные технологии: история развития и становления // Нелинейный мир. 2016. Т. 14. № 5. С. 74–79.
  15. Гродзенский С.Я., Чесалин А.Н. Использование аппарата нечеткой логики для оценки надежности автоматизированных систем // Нелинейный мир. 2017. Т. 15. № 4. С. 17–24.
Дата поступления: 03.10.2024
Одобрена после рецензирования: 23.10.2025
Принята к публикации: 26.02.2025