С.С. Ляльков1, О.Н. Андреева2
1, 2 МИРЭА – Российский технологический университет (Москва, Россия)
1 info@radiotec.ru
Постановка проблемы. В настоящее время актуальной является проблема внедрения информационных технологий во всех сферах деятельности государства, в том числе и в сфере внутреннего водного транспорта, к которой относится речное судоходство. Важное практическое значение имеет задача разработки методов и способов повышения эффективности организации информационного обеспечения диспетчерского обслуживания благодаря применению механизмов цифровой трансформации отрасли внутреннего водного транспорта и использованию цифровых информационных систем. Основой подобных систем может выступать цифровая структура участков водных путей и объектов судового хода. Синтез полноценной архитектуры подобной многоуровневой программной структуры с учетом всех технических и нормативных требований становится нетривиальной задачей.
Цель. Разработать основные подходы к созданию цифровой структуры водных путей и объектов судовых ходов как основу систем речных информационных служб для внедрения их в администрациях бассейновых управлений внутренних водных путей России.
Результаты. Предложен и апробирован подход к созданию и использованию многоуровневых иерархических структур водных путей для осуществления привязки путевой информации к виртуальным объектам судовых ходов и обмена электронными данными между речными судами и береговыми диспетчерскими пунктами с учетом мирового опыта.
Практическая значимость. Синтезированная и апробированная цифровая структура систем речных информационных служб может быть внедрена в администрациях бассейновых управлений внутренних водных путей России.
Ляльков С.С., Андреева О.Н. Цифровая структура внутренних водных путей как основа информационных систем диспетчерского обслуживания речного транспорта // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2025. Т. 27. № 3. С. 13–19. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998554-202503-02
- Резолюция № 80, пересмотр 1 ECE/TRANS/SC.3/199/Rev.1 «Международный стандарт для извещений судоводителям во внутреннем судоходстве». ЕЭК ООН. 2020.
- Бобков В.А., Крестьянинов В.В. Научно-технический комментарий: «Как создать речные информационные службы в Российской Федерации». СПб.: ООО МОСАР. 2007.
- Коцюба И.Ю., Чунаев А.В., Шиков А.Н. Основы проектирования информационных систем: Учеб. пособие. СПб.: Университет ИТМО. 2015.
- Стандарт для электронных систем оповещения о судах во внутреннем судоходстве. Дунайская Комиссия – Будапешт. 2006.
- Debaditya A., Moshiur F., Vivien R. et al. Towards automatic anomaly detection in fisheries using electronic monitoring and automatic identification system // Fisheries Research. 2024. V. 272. P. 1–13. DOI: 10.1016/j.fishres.2024.106939.
- Скачкова М.Е. Особенности ведения государственного водного реестра // Сб. материалов Междунар. науч. конф. «Технические науки: проблемы и перспективы». Санкт-Петербург. 2014. С. 130–133 [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/ conf/tech/archive/89/5437 (дата обращения: 20.04.2025).
- Тарасов С.В., Бураков В.В. Способы реляционного моделирования иерархических структур данных // Информационно-управляющие системы. 2013. № 6. С. 58–66 [Электронный ресурс] / URL: https://i-us.ru/index.php/ius/article/view/13837 (дата обращения: 25.04.2025).
- Положение «Об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях Российской Федерации». 1995.

