В.Л. Ефимова – к.п.н., зам. директора по науке, группа детских неврологических клиник «Прогноз» (Санкт-Петербург); докторант, биологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
E-mail: prefish@ya.ru
А.В. Новожилов – к.б.н., науч. сотрудник, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (Санкт-Петербург)
E-mail: prefish@ya.ru
А.В. Савельев – к.филос.н., ст. науч. сотрудник, начальник патентного агентства «©Уникально честное патентование» (Москва); гл. инженер по менеджменту качеством ВМЗ в СДС «Военный регистр»
E-mail: gmkristo@yandex.ru
Постановка проблемы. Исследование мозговых механизмом снижения способности детей к обучению является необычайно актуальным, так как от 20% до 40% младших школьников имеют трудности в обучении, которые чаще всего связаны с нарушениями овладения письменной речью. Выявление особенности глазодвигательной активности у детей с трудностями в обучении до начала обучения чтению способствует повышению успеваемости при освоении школьной программы.
Цель. Разработать нейрокомпьютерный тест, который может быть проведен с ребенком, не умеющим читать.
Результаты. Методом нейрокомпьютерного айтрекинга исследованы особенности глазодвигательной активности у детей 8–10 лет при выполнении задачи слежении за стимулом, появляющимся в разных частях экрана монитора с частотой 1 с. Выявлено, что у детей экспериментальной группы суммарная траектория микросаккад значимо выше, чем у детей в контрольной группе. Данный показатель не коррелирует с возрастом испытуемых.
Практическая значимость. Выявлена проблема, постановлена задача, разработаны практические рекомендации для использования теста с технологией айтрекинга для выявления у детей с СРФШН увеличения показателя «суммарная траектория микросаккад» по сравнению с контрольной группой без трудностей в обучении. Тест позволяет выявить факторы риска возникновения трудностей в обучении у детей дошкольного возраста и не требует от испытуемых умения читать.
- Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Методы регистрации движений глаз: теория и практика // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / 2010. № 5.
- Tiadi A., Gérard C.-L., Peyre H., Bui-Quoc E., Bucci M.P. Immaturity of Visual Fixations in Dyslexic Children // Front Hum Neurosci. 2016. V. 10. Р. 58.
- Olson R.K., Kliegl R., Davidson B.J. Dyslexic and normal readers' eye movements // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1983. № 5. P. 816–825.