А.В. Арефьева – к.б.н., доцент, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Тюменский государственный университет
E-mail: avarefieva@rambler.ru
Н.М. Фатеева – д.б.н., профессор, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Тюменский государственный университет
E-mail: fateevanm@yandex.ru
Представлены результаты исследования нейрофизиологических особенностей адаптации студентов, выявлена связь между индивидуальным типом функциональной асимметрии и эффективностью физиологической адаптации к учебному процессу у студентов в межсессионный период. Показано, что физиологическая адаптация к учебному стрессу эффективнее у студентов с амбидекстрией и правополушарным доминированием. Проведенное исследование позволяет разработать специальные нейрокомпьютерные методы и программы учета и коррекции адаптационных возможностей головного мозга человека.
- Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 : Ижевск. 2003. 449 c. РГБ ОД. 71:05-13/215.
- Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. Асимметрия мозга и адаптация человека // Асимметрия. 2007. № 1. С. 71–73.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Медицина. 1988. 237 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Творческий центр «Сфера». 2003. 288 с.
- Черенкова Л.В., Бердичевская Е.М. Функциональные асимметрии: опыт исследования вертикальных поз у нетренированных юношей // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2015. № 4. С. 88–89.
- Руководство по функциональной межполушарной асимметрии // Ред.: В.Ф. Фокин, И.Н. Боголепова, Б Гутник, В.И. Кобрин, В.В. Шульговский. М.: Научный мир. 2009. 836 с.