350 руб
Журнал «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» №11 за 2016 г.
Статья в номере:
Особенности изменений психоэмоционального состояния при биоуправлении параметрами нейровегетативной регуляции вариабельности сердечного ритма у педагогов с признаками нестабильного артериального давления
Авторы:
М.А. Овсянкина - преподаватель, Архангельский педагогический колледж (г. Архангельск) E-mail: marinaovsyankina@mail.ru Л.В. Поскотинова - д.б.н., к.м.н., доцент, зав. лабораторией биоритмологии, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН; профессор, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) E-mail: liliya200572@mail.ru Е.В. Кривоногова- к.б.н., ст. науч. сотрудник, лаборатория биоритмологии, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН (г. Архангельск) E-mail:elena200280@mail.ru
Аннотация:
Приведены результаты обследования педагогов с признаками повышения артериального давления. Определены уровни нервно-психического напряжения, тревожности, астении, субдепрессии и социальной фрустрированности до и после проведения 10 сеансов биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма. Выявлено значимое снижение нервно-психического напряжения, уровня тревожности, астенизации и социальной фрустрированности. Наиболее значимым с позиции профилактики психосоматических расстройств является снижение уровня тревожности.
Страницы: 51-55
Список источников

 

  1. Садыкова Н.А., Сенкевич Ю.И., Суворов А.Б. Принципы формирования индивидуальных нормативных физиологических параметров человека при периодических обследованиях методом функционального биоуправления с обратной связью // Биомедицинская радиоэлектроника. 2011. № 5. С. 34-40.
  2. Савельев А. В. Системотехника в контексте нейрокомпьютинга // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2015. № 11. С. 15-24.
  3. Багнетова Е.А. Оценка некоторых параметров психологического и функционального состояния организма педагогов ХМАО-Югры // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 324-328.
  4. Ревина Н.Е. Фазы синдрома эмоционального выгорания в показателях вариабельности сердечного ритма // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2012. №1. С. 31-38.
  5. Фандеева Д.А. Риски педагогической профессии // Научное сообщество студентов: сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции. Чебоксары. 2016. С. 105-108.
  6. Редько Н.Г. Зависимость динамики психовегетативных показателей от темперамента пациентов и особенности организации сеансов биоуправления // Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. С. 125-128.
  7. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. СПб.: Физиологический факультет СПб ГУ; М: Издательский центр «Академия». 2004. 736 с.
  8. Практическая психодиагностика: методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М». 2002. 560 с.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. 384 с.
  10. Поскотинова Л.В., Овсянкина М.А., Кривоногова Е.В., Мельникова А.В. Реактивность вегетативной регуляции ритма сердца в процессе курса биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.science-education.ru/121-19144.