350 руб
Журнал «Информационно-измерительные и управляющие системы» №4 за 2024 г.
Статья в номере:
Электромагнитная деформация высокоточного радионавигационного поля потребителей бассейнов внутренних водных путей России
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700814-202404-06
УДК: 621.391, 629.056
Авторы:

С.А. Якушенко1, О.В. Тихоненкова2, А.И. Сатдинов3

1,2 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург, Россия)

3Военная академия связи (Санкт-Петербург, Россия)

1was16@mail.ru

Аннотация:

Постановка проблемы. Бассейны внутренних водных путей Российской Федерации характеризуются множеством специфических навигационных особенностей, деструктивные воздействия которых существенно влияют на параметры назначения радионавигационных систем. Поэтому возникает задача по разработке модели и оценки электромагнитной деформации высокоточного радионавигационного поля в бассейнах внутренних водных путей России, вызванной их навигационными особенностями.

Цель. Исследовать и выявить общие навигационные особенности бассейнов внутренних водных путей России и оценить степень влияния их дестабилизирующих факторов на показатели качества высокоточного радионавигационного поля.

Результаты. Выявлены новые навигационные особенности в бассейнах внутренних водных путей Росси, деструктивные факторы которых деформируют высокоточное радионавигационное поле и снижают качество передачи дифференциальных поправок. Получены результаты, подтверждающие снижение точности позиционирования безэкипажных судов на участках водного пути со сложной топологией местности и электромагнитной обстановкой. Показано, что точность позиционирования в бассейнах рек может ухудшается на локальных участках от 1,6 раза (с 6,8 м до 28,7 м) до 4,3 раза (с 27,3 м до 117 м) в зависимости электромагнитной обстановки и значения коэффициента геометрии. Отмечено, что снижение уровня качества передачи дифференциальных поправок будет проявляться на границах зон обслуживания и составлять от 1 дБ в малонаселенных пунктах и до 30 дБ в индустриальных зонах. Установлено, что данные факторы будут снижать безопасность судовождения, поэтому их необходимо учитывать при эксплуатации судов и проектировании функциональных дополнений глобальной навигационной спутниковой системы.

Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться при формировании и оптимизации топологии контрольно-корректирующих станций дифференциальных дополнений глобальной навигационной спутниковой системы и для обоснования требований к точности позиционирования подвижных объектов в сложных физико-географических условиях местности и электромагнитной обстановки.

Страницы: 53-61
Для цитирования

Якушенко С.А., Тихоненкова О.В., Сатдинов А.И. Электромагнитная деформация высокоточного радионавигационного поля потребителей бассейнов внутренних водных путей России // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2024. Т. 22. № 4. С. 53−61. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700814-202404-06

Список источников
  1. Решение Совета Глав Правительств СНГ от 25 октября 2019 г. «Об Основных направлениях (плане) развития радионавигации государств участников СНГ на 2019−2024 г.
  2. Москаленко М.А., Черняхович С.Е., Пушкарёв И.И., Титов А.В. Технологии автономного судоходства, тенденции и перспективы // Морские интеллектуальные технологии. 2023. № 1. Ч. 1 С. 18−29.
  3. Каретников В.В., Бекряшев В.А. Перспективы комплексирования речных инфокоммуникационных технологий для повышения безопасности судоходства на ВВП // Речной транспорт. 2014. № 2 (67). С. 49−53.
  4. Фролов В.Н., Севбо В.Ю., Ануфриев И.Е. Технологии безэкипажного судовождения // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 4 (77). С. 17−21.
  5. Du Z.X., Huang P.F., Becke M. Research on International E-Navigation Practical Project and Its Inspiration // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. 2016. V. 39. № 2. P. 462−468. DOI: 10.7508/jmerd.2016.02.023.
  6. Титов А.В., Баркат Л., Хаизаран А. Состояние и перспективы реализации технологии e-Навигации // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2019. 11(4): 218−229.
  7. Якушенко С.А., Дворников С.В., Снежко В.К. Обоснование требований к точности позиционирования безэкипажных судов // Морской вестник. 2024. № 1 (89). С. 90−92.
  8. Якушенко С.А., Сальников Д.В., Мешков И.С., Фролов А.Н. Прогнозирование доступности радионавигационного поля глобальных навигационных спутниковых систем при заданной точности местоопределения // Успехи современной радиоэлектроники. 2018. № 12. С. 141−144.
  9. Ватутин С.И. Оценка геометрического фактора для наземного потребителя системы ГЛОНАСС с высокоэллиптическим дополнением // Ракетно-космическое приборостроение и информационные системы. 2016. Т. 3. № 3. С. 12−28.
  10. Долуханов М.П. Распространение радиоволн: Учебник для вузов. М.: Связь. 1972. 336 с.
  11. Дворников С.В., Власенко В.И. Энергетический расчет радиолиний военного назначения: Учеб. пособие. СПб.: ВАС. 2020. 180 с.
  12. Шахнов С.Ф. Помехозащищенность и устойчивость радиолиний речных дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS. СПб.: Политехнический университет. 2015. 170 с.
  13. Шахнов С.Ф. Виды индустриальных помех и их влияние на радиолинии дифференциальных подсистем речных АСУ движением судов // Информатизация и связь. 2015. № 1. С. 33−36.
  14. Рекомендации МСЭ R P.372. Радиопомехи. Серия Р. Распространение радиоволн. 2016.
  15. РД50-723-93 (СИСПР 18-1). Радиопомехи индустриальные от воздушных линий электропередачи высоковольтного оборудования. М.: 1992.
Дата поступления: 24.06.2024
Одобрена после рецензирования: 08.07.2024
Принята к публикации: 23.07.2024