С.А. Багрецов1, М.Я. Михлин2, В.Д. Лиференко3
1, 3 Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург, Россия)
2 Военный университет радиоэлектроники (г. Череповец, Россия)
Постановка проблемы. Подготовка специалистов, работающих со сложными радиотехническими комплексами (РТК), предусматривает формирование навыков управления, представляющих собой последовательность стереотипно выполняемых операций. При этом успешность выполнения таких учебных заданий, как правило, определяется числом совершенных специалистом ошибок, временем выполнения задания (общим или его части) и т.д. Важно учитывать, что нештатные или иные ситуации, а также действия, по которым или с учетом которых далее будут отрабатываться операции в процессе обучения, рассматриваются на этих отрезках отработки навыков управления РТК как стационарные условия обучения специалистов, отражающие их структурно-функциональное содержание. Поэтому на каждом этапе практики подготовки специалистов такого профиля важными с точки зрения определения стратегии или необходимой коррекции форм и методов обучения становятся вопросы, связанные с оценкой предельно достижимого уровня обучения при условии применения имеющихся форм, методов и технических средств обучения и, следовательно, с оценкой возможностей ресурсных затрат, прежде всего, временных и стоимостных. С учетом описания условий приобретения специалистами навыков и умений управления РТК наиболее удобно для представления данного процесса применять марковские модели.
Цель. Рассмотреть возможность определения предельных уровней обученности специалистов радиотехнических комплексов в ходе тренажной подготовки с использованием метода Z-преобразований линейного марковского процесса.
Результаты. Приведена марковская модель приобретения специалистами навыков и умений управления сложными радиотехническими комплексами с учетом возможности статистической аппроксимации этого процесса. Решена задача определения предельных уровней обученности специалистов на основе применения метода Z-преобразований линейного марковского процесса приобретения навыков и умений управления техническими комплексами. Предложена методика, позволяющая с достаточно высокой точностью прогнозировать необходимое число практических занятий по специальным дисциплинам на тот или иной период обучения.
Практическая значимость. Использование представленной методики дает возможность реально учитывать индивидуальные характеристики обучаемых, осуществлять контроль за их практической подготовкой и своевременно на раннем этапе перестраивать ход дидактического процесса в соответствии с выявленными недостатками, а также определять число дополнительных практических занятий для «доучивания» слабых групп или восстановления уровня обученности в случае перерыва в занятиях.
- Багрецов С.А., Чеботарь И.В., Шарапов И.О. и др. Методика распределения ограниченных ресурсов между темами практической подготовки специалистов, эксплуатирующих радиотехнические системы // Электромагнитные волны и электронные системы. 2020. Т. 25. № 6. С. 83-88. DOI 10.18127/j15604128-202006-10. DN GZGGHR.
- Багрецов С.А., Тарасов А.В., Ачкасов Н.Б. Психолого-педагогический эксперимент: организация и методы обработки результатов. Монография / Под ред. С.А. Багрецова. СПб: ВКА им. А.Ф. Можайского. 2008. 347 с.
- Ли Ц., Джадж Д., Зельнер А. Оценивание параметров марковских моделей по агрегированным временным рядам. Пер. с англ. А.Д. Касавина и др. / Под ред. и с предисл. Н.С. Райбмана. М.: Статистика. 1977. 221 с.
- Портенко Н.И., Скороход А.В., Шуренков В.М. Марковские процессы. М.: ВИНИТИ. 1989. 248 с.
- Багрецов С.А. Оценка знаний обучаемых в автоматизированных обучающих системах. Л.: МО ПВУРЭ. 1991. 387 с.
- Гантмахер Ф.Р. Теория матриц. Учеб. пособие. М.: Физматлит. 2010. 560 с. ISBN 978-5-9221-0524-8. EDN RBBEEH.
- Шевцов Г.С. Линейная алгебра: теория и прикладные аспекты. Учеб. пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М. 2014. 544 с.
- Беллман Р. Введение в теорию матриц: Пер. с англ. / Под ред. В.Б. Лидского. Изд. 2-е. М.: Наука. 1976. 351 с.