Л.Е. Мистров¹, О.В. Поляков², В.М. Шацких³
¹²³ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж, Россия)
Постановка проблемы. Современный этап развития различного типа радиотехнических систем, объединенных в различного функционального назначения радиоэлектронные объекты (РЭО), характеризуется возрастанием числа решаемых ими задач, режимов и алгоритмов функционирования, оцениваемых по показателю конфликтной устойчивости применения – выполнения поставленных задач с заданной эффективностью. Это обусловливает возрастающую систему требований к специалистам по их эксплуатации на множестве условий информационного взаимодействия с внешней средой. Одним из основных этапов подготовки специалистов является приобретение ими практических навыков принятия решений по обоснованию способов применения РЭО на основе использования интеллектуальных тренажных систем (ИТС) на множестве предопределенных характеристик внешней среды.
Цель. Разработать подходы, модели, методики и алгоритмы построения архитектуры ИТС для подготовки специалистов по эксплуатации определенного класса (типа) РЭО на множестве условий информационно-образовательной среды (в виде конечного множества типовых конфликтных ситуаций), основанные на обобщении однокритериальных задач принятия решений, и построить на их основе модели многокритериального выбора решений в понятиях функций выбора условно оптимальных, как наиболее универсальных и удобных для описания концепции выбора оптимального варианта архитектуры ИТС в интересах решения УТЗ подготовки специалистов по эксплуатации РЭО.
Результаты. В основе архитектуры ИТС предложено использовать базовый принцип открытой архитектуры построения компьютеров, реализация которого основывается на технологии функционально-блочного (модельного) проектирования, обеспечивающего изменение функциональности ее программного обеспечения без значительного изменения аппаратной части, снижение времени на проектирование новых программных компонент (ПК) и снижение затрат на разработку. Определены особенности построения и представлены алгоритмы проектирования архитектуры ИТС в виде взаимообусловленной системы задач по управлению (в том числе и взаимодействию) ПК при имитации информационных процессов функционирования элементов РЭО в интересах исследования структуры и характеристик сигналов в контурах управления подсистем управления, информационного обеспечения и исполнения РЭО и решения функциональных задач при обосновании решений по способам применения РЭО на множестве типовых характеристик внешней среды, представленных в структуре системы учебно-тренировочных задач (УТЗ). В соответствии с иерархической структурой РЭО в архитектуре ИТС выделены информационные уровни математического моделирования решаемых разноплановых УТЗ, поддерживаемых динамической системой ПК.
Практическая значимость. Реализация предложенной архитектуры ИТС позволит обосновывать принимаемые решения обучаемых по оптимальным способам применения РЭО на множестве способов информационного воздействия внешней среды.
- Лапин Э.В., Данилов А.М., Гарькина И.А., Клюев Б.В., Юрков Н.К. Авиационные тренажеры модульной архитектуры. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ. 2005. 148 с.
- Мамиконов А.Г., Кульба В.В., Косяченко С.А. Типизация разработки модульных систем обработки данных. М.: Наука. 1989. 275 с.
- Большаков А.А., Глазков В.П., Егоров И.В., Лавров А.В. Использование технологий распределенных вычислений для решения сложных технических задач в дистанционной образовательной среде вуза // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Управление, вычислительная техника и информатика». 2011. № 1. С. 36−39.
- Халиуллин А.Р. Разработка архитектурных решений, алгоритмов и программных инструментов организации взаимодействия компонентов распределенных компьютерных тренажеров, реализующих виртуальную среду профессиональной деятельности диспетчеров систем газонефтепроводов. Автореферат дисс. … канд. тех. наук. М.: 2017.