Л.Е. Мистров1, Е.М. Шеповалов2
1,2 ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж, Россия)
1 Центральный филиал РГУП (г. Воронеж, Россия)
Постановка проблемы. Современный этап подготовки экипажей воздушных судов (ВС) характеризуется преобладанием учебных задач, решаемых с помощью авиационных многофункциональных тренажеров (АМТ). Под АМТ попадает широкий круг авиационных тренажеров, предназначенных для решения задач планирования и управления применением аппаратнопрограммного ресурса средств при решении разноплановых учебных задач в интересах подготовки экипажей ВС. Исходя из этого, АМТ характеризуются многообразием аппаратных средств, обеспечивающих реализацию технологических операций и процессов по анализу и обработке информации при выполнении учебных задач, что и определило актуальность задачи выбора их оптимального состава.
Цель. Разработать модель для принятия решений по выбору состава аппаратного оборудования (САО) в структуре АМТ для решения учебных задач в интересах подготовки экипажей ВС.
Результаты. Рассмотрено решение оптимизационной задачи обоснования САО на основе анализа особенностей применения и разработки АМТ на основе модернизации морально устаревших и новых средств аппаратного оборудования. Сложность задачи обусловлена значительными вычислительными трудностями, возникающими из необходимости обеспечения различных технологических операций и циклов информационных потоков в виде некоторой совокупности элементарных операций, и наличием «индивидуальных» критериев качества при выполнении каждой учебной задачи. Для ее решения технологический процесс работы учебных АМТ представлен ориентированным графом, вершинами которого являются решаемые задачи, а соединяющими их дугами – элементарные технологические операции, реализуемые средствами аппаратного оборудования. Выполнение каждой учебной задачи основано на выполнении некоторой совокупности элементарных потоков исходя из реализации сравниваемыми между собой вариантами САО в структуре АМТ. Поиск решения осуществлен на графе с помощью трехуровневой модели на основе нахождения оптимальных решений по покрытию решаемых учебных задач имеющимися средствами морально устаревшего аппаратного оборудования, обоснования необходимого числа новых (разрабатываемых) средств и выбора их оптимального состава в структуре АМТ в целом с учетом предпочтений лиц, принимающих решение (ЛПР).
Практическая значимость. Предложенный методический подход и реализующая его модель выбора САО обеспечивают последовательное и поуровневое решение оптимизационных задач с экстремальными переменными для обоснованного выбора ЛПР оптимального состава аппаратных средств в структуре АМТ в интересах решения множества разноплановых учебных задач подготовки экипажей ВС.
Мистров Л.Е., Шеповалов Е.М. Особенности принятия решений по выбору состава основного аппаратного оборудования авиационных многофункциональных тренажеров // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2021. Т. 26. № 3. С. 22−28. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700814-202103-03
- Мистров Л.Е., Шеповалов Е.М. Основы принятия решений по разработке (модернизации) авиационных многофункциональных тренажеров // Успехи современной радиоэлектроники. 2019. № 6. С. 66−76.