350 руб
Журнал «Информационно-измерительные и управляющие системы» №10 за 2011 г.
Статья в номере:
Интеллектуальные обучающие системы на основе интегрированных экспертных систем: опыт разработки и использования
Авторы:
Г.В. Рыбина д.т.н., профессор, кафедра «Кибернетика», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» E-mail: galina@ailab.mephi.ru
Аннотация:
Анализируются состояние и тенденции развития интеллектуальных обучающих систем. Рассматриваются особенности обучающих интегрированных экспертных систем. Описывается опыт разработки и использования в учебном процессе НИЯУ МИФИ обучающих интегрированных экспертных систем, реализованных на основе задачно-ориентированной методологии и поддерживающего ее инструментального комплекса АТ-ТЕХНОЛОГИЯ (веб-версия).
Страницы: 4-16
Список источников
  1. Васильев С.Н. Методы интеллектуализации компьютерных средств дистанционного обучения: архитектура интеллектуальной обучающей системы и логико-оптимизационные модели // Труды первой Междунар. конф. «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями (ИТСР-2010)». М.: Изд-во МГСГИ. 2010.
    С. 20-28.
  2. Рыбина Г.В. Современные подходы к реализации интеллектуального компьютерного обучения на основе разработки и использования обучающих интегрированных экспертных систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2010. № 5. С. 10-15.
  3. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: некоторые итоги и перспективы// Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 1. С. 22-46.
  4. Рыбина Г.В. О разработке и использовании обучающих интегрированных экспертных систем для вузовского обучения и подготовки персонала на промышленных предприятиях // Материалы XIV научно-практич. конф. «Реижиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями» (РБП-СУЗ-2011). М.: МЭСИ. 2011. С. 247-250.
  5. Брусиловский П.Л. Адаптивные  и интеллектуальные технологии в сетевом обучении // Новости искусственного интеллекта. 2002. № 5. С. 25-31.
  6. Голенков В.В., Гулякина Н.А., Тарасов В.Б., Елисеева О.Е. и др. Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации. Мн.: БГУИР. 2001.
  7. Стефанюк В.Л. Введение в интеллектуальные обучающие системы: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РУДН. 2002.
  8. Брусиловский П.Л. Интеллектуальные обучающие системы // Информатика. Информационные технологии. Средства и системы. 1990. № 2. С. 3-22.
  9. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ. 2003.
  10. Петрушин В.А. Обучающие системы: архитектура и методы реализации (обзор) // Известия РАН. Техническаякибернетика. 1993. №  2. С.164-190.
  11. Galeev I., Tararina L., Kolosov O. Adaptation on the basis of the skills overlay model  // Procedings of the 4th IEEE International Conference on Advanced Learning Tecknologies (ICALT 2004). Finland. Jornsuu. 2004. P.648-650.
  12. Galeev I., Tararina L., Kolosov O., Kolosov V. Structure and implementation of partially integrated adoptive learning environment // Procedings of E-Learn 2003. USA. Arizona. Phoenix. 2003. P. 2151-2154.
  13. Galeev I.K., Chepegin V.I., Sosnovsky S.A. MONAP: Models, Methods and Applications // Proceedings of the International
    Conference KBCS 2000. Mumbai. India. 2000. P. 217-228.
  14. Kabassi K., Virvou M. Using Web Services Personalised Web-based learning // Educational Technology & Society. 2003.
    № 6(3). P.61-71.
  15. Tang, T.Y., Wu, A. The implementation of a multi-agent intelligent tutoring system for the learning of computer programming // Proceedings of 16th IFIP World Computer Congress-International Conference on Educational Uses of Communication and Information Technology. (ICEUT). 2000. P. 56-67.
  16. Dorça F.A., Lopes C.R., Fernández M.A. A multiagent architecture for distance education systems // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. (ICALT). 2003. P. 89-121.
  17. Голенков В.В., Емельянов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы // Новости искусственного интеллекта. 2001. №  4. С. 3-13.
  18. Таран Т.А. Искусственный интеллект и гуманитарные проблемы: конфликты, рефлексивные процессы, обучающие системы. Киев: «Просвiта». 2011.
  19. Рыбина Г.В. Теория и технология построения интегрированных экспертных систем. Монография. М.: Научтехлитиздат. 2008.
  20. Рыбина Г.В. Интегрированные экспертные системы // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011.
    № 4. С. 22-47.
  21. Рыбина Г.В. Концептуальные основы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных экспертных систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 5. С. 33-51.
  22. Рыбина Г.В. Технология построения интегрированных экспертных систем на основе задачно-ориентированной методологии // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 6. С. 28-42.
  23. Рыбина Г.В. Теоретические основы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных экспертных систем. // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 7. С. 27-42.
  24. Рыбина Г.В. Инструментальные средства нового поколения для построения прикладных интеллектуальных систем // Авиакосмическое приборостроение. 2004. №  10. С. 14-23.
  25. Рыбина Г.В.Автоматизированное рабочее место для построения интегрированных экспертных систем: комплекс
    АТ-ТЕХНОЛОГИЯ // Новости искусственного интеллекта. 2005. № 3. С. 69-87.
  26. Рыбина Г.В.Инструментарий нового поколения для построения интегрированных экспертных систем // Труды Девятой Нац. Конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием (КИИ-2004). В 3-х т. М.: Физматлит. 2004. Т. 2.
    С. 621-629.
  27. Рыбина Г.В., Иващенко М.Г. Методы и программные средства интеллектуальной поддержки разработки интегрированных экспертных систем // Программные продукты и системы. 2006. № 6. С. 21-27.
  28. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: опыт и перспективы использования в современном компьютерном обучении // Труды Одиннадцатой Нац. конф. по искусственному интеллекту с международным участием. (КИИ-2008). М.: ЛЕНАНД. 2008. T. 2. C. 313-320.
  29. Рыбина Г.В. Интеллектуальная технология обучения на основе разработки и использования интегрированных экспертных систем // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями (РБП-СУЗ-2010). Сб. науч. трудов. М.: МЭСИ. 2010. С. 255-260.
  30. Рыбина Г.В. Особенности разработки и использования обучающих интегрированных экспертных систем // Труды Двенадцатой Нац. Конф. по искусственному интеллекту с международным участием (КИИ-2010). М.: Физматлит. 2010.
    Т. 3. С. 270-278.
  31. Рыбина Г.В., Семенов А.В., Степанов Л.С., Нистратов О.В. Интеллектуальное обучение на основе разработки и использования обучающих интегрированных экспертных систем // Программные продукты и системы. 2010. №  2. С. 49-51.
  32. Рыбина Г.В. Основы построения интеллектуальных систем. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М. 2010.
  33. Рыбина Г.В., Юсова М.В., Тюриков А.А., Блохин Ю.М. Методы и средства построения онтологий для обучающих интегрированных экспертных систем // Материалы XIVнаучно-практич. конф. «Реижиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями» (РБП-СУЗ-2011). М.: МЭСИ. 2011.
    С. 251-255.
  34. Рыбина Г.В., Иващенко М.Г., Чурдалев Е.В., Мальцев И.Ю. Интеллектуальные программные среды: современное состояние и перспективы // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2011. № 10.
  35. Рыбина Г.В., Нистратов О.В., Дейнеко А.О. Особенности автоматизации и интеллектуализации процессов подготовки и переподготовки персонала на промышленных предприятиях // Промышленные АСУ и контроллеры. 2011. №  3. С. 10-14.
  36. Рыбина Г.В., Семенов А.В. Особенности извлечения и структурирования недостоверных знаний в интегрированной экспертной системе для поддержки процесса обучения спортивным единоборствам // Интегрированные модели, мягкие вычисления, вероятностные системы и комплексы программ в искусственном интеллекте. Научно-практич. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов. Науч. доклады. В 2-х т. М.: Физматлит. 2009. Т.1. С. 229-233.
  37. Рыбина Г.В., Семенов А.В. Анализ современных направлений исследований в области автоматизации и интеллектуализации процессов спортивной подготовки // Промышленные АСУ и контроллеры. 2011. № 2. С. 9-13.