Л.П. Илиева1, С.Д. Илиев2
1 Высшая Школа по телекоммуникации и почте (София, Болгария)
2 Институт Механики Академии Наук Болгарии (София, Болгария)
Постановка проблемы. Бурное развитие искусственных нейронных сетей для распознавания и анализа образов в рамках сенсорной бионики делает все более актуальным комплексное, системное и детальное изучение специфики познавательных процессов и обработки данных. Поскольку эмоциональные проявления руководят, мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действия, активизируют нейронные, познавательные и моторные процессы, становится актуальным разработка моделей восприятия мира человеком с учетом указанных аспектов эмоции.
Цель. Разработать базовую модель обработки данных человеком, в которой основополагающую роль играет множество эмоциональных проявлений на основе когнитивной психологии.
Результаты. Выявлены три последовательные блока (Признак, Объект, Семантика) обработки данных и нахождения прагматической информации в познавательных процессах на основе эмоциональных характеристик, величины которых связаны со значимостью сигналов. Показано, что в первом блоке (Признак) идентифицируются характеристики, связанные с пассивной обработкой сигнала. Получена реализация блока как детерминированная нейродинамическая сеть с обратной связью Хопфилда, фильтрующая признаки сигналов на базе эмоциогенности. Отмечено, что во втором блоке (Объект) происходит идентификация объекта сигнала через связанное с ним целесообразное действие. Проанализированы пути достижения цели по критерию суммарной величины эмоционального отклика. Блок представлен как реализация глубокой нейронной сети с подкреплением. Показано, каким образом осуществляется связь с формированием фрейма идентификации объекта, выявленного посредством аттрактора, эмоциональной насыщенности и пути достижения как целенаправленного процесса дифференциации. Установлена возможность интегрировать анализ сигнала в более общем контексте посредством процедуры объединения и дробления фреймов. Найдены характеристики третьего блока (Семантика) обработки сигнала при выявлении соотношения между фреймом, связанным с объектом, «словом» и соответствующим им Блоком эмоционального отклика, определенным культурным конструктом. Показано, каким образом развертывание эмоциональных проявлений в трехблочной структуре определяет формирование нашего мировосприятия.
Практическая значимость. Результаты дают возможность определить по-новому фундаментальное место эмоции в обработке данных и указывают, как можно учесть эмоциональные метки при реализации многоступенчатого процесса распознавания и тем самым наметить путь приближения реализации многоступенчатых искусственных нейронных сетей к привычному человеку способу формирования знания.
Илиева Л.П., Илиев С.Д. Эмоции с точки зрения прагматической теории информации и коммуникации // Системы высокой доступности. 2022. Т. 18. № 3. С. 45−58. DOI: https://doi.org/10.18127/j20729472-202203-04
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер. 2001. 752 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика. 1982. Т. 2. 504 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер. 1999. 464 с.
- Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: МГУ. 1992. С. 6−67.
- Илиев С.Д. Логические структуры в сложных системах // Вестник Международного института А. Богданова. 2001. 2(6). С. 48−58.
- Харкевич А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. 1960. 4. 53−57.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука. 1981. 216 с.
- Додонов Б.И. О так называемой «информационной теории эмоций» // Психологический журнал. 1983. № 2. С. 104−116.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир. 1991. 240 с.
- Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. М.: Институт компьютерных исследований. 2002. 272 с.
- Хайкин С. Нейронные сети: полный курс. М.: Издательский дом «Вильямс». 2006. 1104 с.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: Терра-Кн. клуб: Республика. 2000. 464 с.
- Korzybski A. Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. Institute of General Semantics. 1958. 806 p.
- Ильюченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. Новосибирск: Наука. 1991. 161 с.
- Запорожец А.В., Неверович Я.3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59−73.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч. М.: Педагогика. 1983. Т. 5. С. 231−256.
- Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. М.: 1964. Т. 35. С. 339−341.
- Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация. М.: Смысл. 2003. 335 с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия. 1979. 151 с.
- Николенко С., Кадурин А., Архангельская Е. Глубокое обучение. СПб.: Питер. 2018. 480 с.
- Илиева Л.П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности // Альманах Пространство и Время. 2015. 10 (1).
- Илиева Л.П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Личность и манипуляция в информационном обществе: кибернетико-синергетический подход // Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции. СПб.: Политехнический университет. 2016. С. 237−243.
- Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Часть 1. Учебник логики Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. СПб.: Аста-Пресс LTD. 1995. 395 с.
- Шопенгауэр А. Афоризмы и истины. М.: Эксмо-пресс. 2000. 734 с.
- Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье. Избранные произведения. М.: 1957. Т. 1. С. 67−171.
- Wundt W. Grundriss der Psychologie. Engelmann, Leipzig. 1896. 392 p.
- Osgood C.E. Studies on the generality of affective meaning systems. American Psychologist. 1962. 17(1). P. 10−28.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер. 2005. 480 с.
- Костандов Э.Л. Восприятие и эмоции. М.: Медицина. 1977. 247 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт. 1999. 352 с.