А.Ю. Круглов – д.соц.н., профессор кафедры, SPIN-код: 2101-3475
Постановка проблемы. Стремительное развитие вычислительных технологий и методов обработки информации оказало серьезное воздействие на развитие и внедрение искусственного интеллекта (ИИ) как в научный поиск, так и образовательную деятельность современного человека. Использование ИИ в образовании создало новые возможности для проектирования учебной деятельности и разработки более совершенных технологических и программных решений и сред обучения. Однако для большинства исследователей и практиков как в области информационных и компьютерных технологий, так и в области образования проблема разработки и внедрения релевантных видов деятельности и систем ИИ продолжает оставаться наиболее актуальной и сложной.
Цель. Рассмотреть наиболее важные проблемные аспекты исследования и применения систем ИИ в образовании, определить конкретные контексты их использования в образовательном процессе и процессе управления образованием, выявить наиболее проблемные, равно как и перспективные тенденции, требующие внимания исследователей и специалистов в области информационных компьютерных технологий и образования.
Результаты. Представлена модель интегративного взаимодействия «ИИ – образование», выявлены контексты использования систем ИИ в образовании, а также наиболее проблемные и перспективные темы для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость. Выявленные проблемные аспекты исследования систем ИИ позволяют сосредоточиться на наиболее важных и перспективных направлениях применения ИИ. Представленная интегративная модель взаимодействия «ИИ – образование» дает возможность обеспечить формирование реперных точек оценки эффективности использования ИИ в образовании.
Круглов А.Ю. Проблемные аспекты исследования и применения искусственного интеллекта в образовании // Системы высокой доступности. 2020. Т. 16. № 4. С. 56−63. DOI: 10.18127/j20729472-202004-05.
- Круглов А.Ю. Техническое образование в интересах устойчивого развития: стратегии образования, направленного на формирование компетенций выпускников технических и политехнических университетов // Труды Всерос. научнообразовательной конф. с международным участием «История политехнического образования в России». СПб.: ПОЛИТЕХПРЕСС. 2019. С. 134−144.
- Круглов А.Ю. От целей развития тысячелетия к целям устойчивого развития: на пути формирования общей ответственности в образовании // Сб. статей X Междунар. научно-практич. конф. «Научная школа Т.И. Шамовой». В 2-х частях. М.: Изд-во «5 за знания». 2018. С. 324−328.
- Круглов А.Ю. Корни устойчивого развития: экологическое образование и грамотность // Сб. материалов Междунар. совещания «Современная сельская школа – школа инновационных возможностей». Уфа. 2018.
- Круглов А.Ю. Вопросы влияния информационных коммуникационных технологий и онлайн-среды на формирование личности и процесс самоидентификации // Сб. материалов Первой Междунар. научно-практич. конф. «Образовательная динамика сетевой личности». СПб.: Изд-во РГПУ. 2018. С. 27−33.
- Круглов А.Ю. Место социальной компьютеро-опосредованной коммуникации в информационном обществе и модернизации научно-исследовательского и образовательного пространства // Педагогическая информатика. М.: Академия информатизации образования. 2006. № 6. С. 96−98.
- Круглов А.Ю. Компьютеро-опосредованная коммуникация в оптимизации исследовательской деятельности и научного информационного обмена // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома. 2005. Т. 10. № 2. С. 40−43.
- Круглов А.Ю. Методология социологического исследования на основе системы компьютерно-опосредованной коммуникации. Монография. СПб.: Изд-во РГПУ. 2005. 336 с.
- Шилов С.М., Круглов А.Ю. Оптимизация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета // Вестник Герценовского университета. 2010. № 7(81). С. 20−25.
- Anderson J.R., Corbett A.T., Koedinger K.R. Cognitive tutors: Lessons learned // The Journal of the Learning Sciences. 1995. № 4.
- 167−207.
- Azevedo R., Gašević D. Analyzing multimodal multichannel data about self-regulated learning with advanced learning technologies: Issues and challenges // Computers in Human Behavior. 2019. № 96. P. 207−210.
- Buckingham Shum S.J., Luckin R. Learning analytics and AI: Politics, pedagogy and practices // British Journal of Educational Technology. 2019. № 50(6). P. 2785−2793.
- Essa A. A possible future for next generation adaptive learning systems // Smart Learning Environments. 2016. № 3(1).
- Gasser U., Almeida V.A. A layered model for AI governance // IEEE Internet Computing. 2017. № 21(6). P. 58−62.
- Graesser A.C., Lu S., Jackson G.T., Mitchell H., Ventura M., Olney A. AutoTutor: A tutor with dialogue in natural language // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 2004. № 36(2). P. 180−192.
- Hart S.A. Precision education initiative: Moving toward personalized education // Mind, Brain, and Education. 2016. № 10(4).
- 209−211.
- Heffernan N.T., Heffernan C.L. The ASSISTments ecosystem: Building a platform that brings scientists and teachers together for minimally invasive research on human learning and teaching // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2014. № 24(4). P. 470−497.
- Hwang G.J. Definition, framework, and research issues of smart learning environments-a context-aware ubiquitous learning perspective // Smart Learning Environments. 2014. № 1(1). P. 4.
- Kay J. AI and education: Grand challenges // IEEE Intelligent Systems. 2012. № 27(5). P. 66−69.
- Lang C., Siemens G., Wise A., Gašević D. Handbook of learning analytics. Society for Learning Analytics and Research. 2017.
- Ma W., Adesope O.O., Nesbit J.C., Liu Q. Intelligent tutoring systems and learning outcomes: A meta-analysis // Journal of Educational Psychology. 2104. № 106(4). P. 901−918.
- Macfadyen L.P., Dawson S., Pardo A., Gaševic D. Embracing big data in complex educational systems: The learning analytics imperative and the policy challenge // Research & Practice in Assessment. 2014. № 9. P. 17−28.
- O’Shea T., Self J. Learning and teaching with computers: The artificial intelligence revolution. Prentice Hall Professional Technical Reference. 1986.
- Selwyn N. Should robots replace teachers? AI and the future of education. John Wiley & Sons, Indianapolis. 2019.
- Steenbergen-Hu S., Cooper H. A meta-analysis of the effectiveness of intelligent tutoring systems on college students’ academic learning // Journal of Educational Psychology. 2014. № 106(2). P. 331−347.