350 руб
Журнал «Электромагнитные волны и электронные системы» №1 за 2022 г.
Статья в номере:
Методика технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы беспилотного летательного аппарата с использованием барометрического высотомера
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j15604128-202201-07
УДК: 621.396.967.2
Авторы:

В.В. Кирюшкин¹, С.С. Ткаченко², Е.Э. Стряпчев³

¹АО НВП «ПРОТЕК» (г. Воронеж)

²ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Аннотация:

Постановка проблемы. Навигационная аппаратура потребителей глобальной навигационной спутниковой системы беспилотного летательного аппарата в процессе эксплуатации подвергается воздействию дестабилизирующих факторов, которые могут снижать показатели ее функционирования и в наиболее неблагоприятном случае переводить ее в неработоспособное техническое состояние. К числу особо опасных дестабилизирующих факторов относятся преднамеренные имитационные помехи, передающие ложную координатно-временную навигационную информацию. Данный вид помех нельзя обнаружить штатными средствами технического диагностирования, а их воздействие приводит к скрытому отказу навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы. Таким образом, задача повышения достоверности технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы как составной части системы координатно-временного навигационного обеспечения комплексов с беспилотными летательными аппаратами в условиях воздействия преднамеренных имитационных помех является актуальной и практически значимой. Один из возможных путей повышения достоверности технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей в условиях воздействия преднамеренных имитационных помех основан на использовании внешней информации от барометрического высотомера.

Цель. Предложить и исследовать эффективность методики технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы беспилотного летательного аппарата с использованием информации от барометрического высотомера.

Результаты. Разработана методика технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей беспилотного летательного аппарата, основанная на выявлении несоответствия относительных приростов высоты, определяемой с использованием глобальной навигационной спутниковой системы, с одной стороны, и барометрического высотомера, с другой стороны, при совершении контрольного маневра по высоте. Показано, что благодаря этой методики снижена зависимость вырабатываемого решения от влияния метеоусловий и, как следствие, повысить достоверность технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей беспилотного летательного аппарата.

Практическая значимость. Рассмотренная методика технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы на практике обеспечивает требуемую достоверность технического диагностирования, определяемую условной вероятностью необнаруженного отказа. При этом время, необходимое для выдачи сообщения об отказе в ходе диагностирования, существенно меньше интервала времени, определенного требованиями к целостности глобальной навигационной спутниковой системы.

Страницы: 55-64
Список источников
  1. Фетисов В.С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние. Уфа: ФОТОН. 2014. С. 104−113.
  2. Гребеников А.Г. и др. Общие виды и характеристики БЛА: Справочное пособие. Харьков: Национальный аэрокосмический университет «ХАИ». 2008. 377 с.
  3. Радионавигационный план Российской Федерации, утвержденный приказом Минпромторга России от 4 сентября 2019 г. № 3296. Москва 2019.
  4. Романов А.С., Турлыков П.Ю. Исследование влияния имитирующих помех на аппаратуру потребителей навигационной информации // Труды МАИ. Вып. № 86. М.: 2016. 8 с.
  5. Ткаченко С.С., Стряпчев Е.Э., Кирюшкин В.В. Алгоритм контроля достоверности навигационных измерений навигационной аппаратуры потребителя беспилотного летательного аппарата на основе обработки информации от локальной контрольно-корректирующей станции // Теория и техника радиосвязи. 2020. № 4. С. 31−35.
  6. Ткаченко С.С., Стряпчев Е.Э., Кирюшкин В.В. Алгоритм контроля достоверности навигационных измерений навигационной аппаратуры потребителя беспилотного летательного аппарата при действиях в группе // Теория и техника радиосвязи. 2021. № 1. С. 78−84.
  7. Ткаченко С.С., Стряпчев Е.Э., Кирюшкин В.В., Черепанов Д.А. Методика технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителя глобальной навигационной спутниковой системы беспилотного летательного аппарата с использованием информации от внешних источников // Радиотехника. 2021. Т. 85. № 6. С. 67−76. DOI: https://doi.org/10.18127/j00338486-202106-12.
  8. ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения. М.: 2009. 9 с.
  9. Перов А.И., Харисов В.Н. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования. М.: Радиотехника. 2005. С. 476−480.
  10. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учебник для студентов вузов. Изд. 9-е, стер. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 576 с.
  11. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. М.: Машиностроение. 1991. 512 с.
  12. Тихонов В.И., Харисов В.Н. Статистический анализ и синтез радиотехнических устройств и систем: Учеб. пособие для вузов. Изд. 3-е. М.: Горячая линия – Телеком. 2015. 607 c.
Дата поступления: 01.12.2021
Одобрена после рецензирования: 14.12.2021
Принята к публикации: 12.01.2022