Т.И. Алиева – к.п.н., вед. науч. сотрудник, Центр аналитических и статистических исследований, НИИ – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (Москва) E-mail: alievati@mail.ru
Рассмотрена безопасность использования отдельных компонентов цифровой образовательной среды, интенсивно наполняемой цифровыми ресурсами: продуктами и сервисами. Отмечено расширение возможностей онлайн-образования для всех категорий граждан, в первую очередь, для школьников и студентов. На примере широко распространенных в информационном пространстве сжатых цифровых мультимедийных файлов показаны возможные риски их включения в образовательную среду. Проведен анализ принципов создания сжатых мультимедийных файлов. Особое внимание уделено подходам к сжатию, приводящим к невосполнимой утрате значительной части исходного естественного сигнала. Отмечено, что фундаментом такой модификации сигнала является перцептуальный принцип, и что процесс восприятия человеком инженерно-модифицированных звука и изображения имеет существенные отличия от восприятия естественных звука и изображения, что показано на примере звуковых МР3-файлов. Поставлен вопрос о возможности негативного влияния на здоровье обучающихся систематического использования учебных материалов, содержащих сжатые с потерями цифровые файлы. Указано, что многие из стандартов сжатия мультимедийных сигналов являются наследием прошлых этапов технологического развития и при необходимости могут быть заменены более современными аналогами, лишенными недостатков предшественников. Предложено полное или частичное исключение использования перцептуального принципа при создании цифровых мультимедийных файлов, входящих в электронные образовательные ресурсы.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». КонсультантПлюс (дата обращения: 10.05.2018).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». КонсультантПлюс (дата обращения: 04.05.2018).
- Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9). КонсультантПлюс (дата обращения: 04.05.2018).
- http://npoed.ru/ Национальная платформа открытого образования (дата обращения: 03.05.2018).
- http://resh.edu.ru/ Портал «Российская электронная школа» (дата обращения: 03.05.2018).
- https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ Портал «Московская электронная школа» (дата обращения: 03.05.2018).
- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 г.». КонсультантПлюс (дата обращения: 04.05.2018).
- Экспертный доклад «12 решений для нового образования». НИУ ВШЭ, ЦСР. М., 2018. URL: https://www.csr.ru/wpcontent/uploads/2018/04/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
- Сальберг П. Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М.: Классика-XXI. 2015. 240 с.
- PISA 2015. Results in Focus. URL: https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (дата обращения: 04.05.2018).
- Ковалгин Ю.А., Вологдин Э.И. Цифровое кодирование звуковых сигналов. СПб.: КОРОНА-принт. 2004. 240 с.
- Леонтьев В.П., Прокошев И.В. Цифровое фото, музыка и звук. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2005. 384 с.
- Никамин В.А. Системы пространственного звучания. СПб.: КОРОНА-принт. 2008. 192 с.
- Сэломон Д. Сжатие данных, изображений и звука. М.: Техносфера. 2004. 368 с.
- ISO/IEC (1993) International Standard IS 11172-3 «Information Technology – Coding of Moving Pictures and Associated Audio for Digital Storage Media at up to about 1.5 Mbits/s – Part 3: Audio».
- ISO/IEC (1994) International Standard IS 13818-2 «Information Technology – Coding of Moving Pictures and Associated Audio Information. Part 3: Audio./Ed/1, JTS 1/SC 29. 1994.
- Jacaba Joebert S. Audio compression using modified discrete cosine transform: the mp3 coding standard. The University of the Philippines Diliman, Quezon City, 2001. URL: https://www.mp3-tech.org/programmer/docs/jacaba_main.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
- Rassol Raissi. The Theory Behind Mp3. 2002. URL: https://www.mp3-tech.org/programmer/docs/mp3_theory.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
- Ватолин Д., Ратушняк А., Смирнов М., Юкин В. Методы сжатия данных. М.: ДИАЛОГ-МИФИ. 2003. 384 с.
- JPEG 2000 Image Coding System. ISO/IEC`FCD 15444-1: 2000 (V. 1.0, 16 march 2000).
- JPEG Digital Compression and Coding of Continuous-tone Still Images. ISO 10918. 1991.
- ISO/IEC (1994) International Standard IS 13818-1 «Information Technology – Coding of Moving Pictures and Associated Audio Information. Part 1: Systems./Ed/1, JTS 1/SC 29. 1994.
- ISO/IEC (1994) International Standard IS 13818-2 «Information Technology – Coding of Moving Pictures and Associated Audio Information. Part 2: Video./Ed/1, JTS 1/SC 29. 1994.
- Балобанов А.В., Балобанов В.Г. Способ сжатия цифрового потока видеоданных в телевизионном канале связи методом ONM // Наукоемкие технологии. 2016. № 11. С. 24−32.
- Требования к содержанию электронных образовательных материалов / Московская электронная школа. URL: https://www.mos.ru/altmosmvc/static/mesh/files/trebovaniya.c4633b750494.docx (дата обращения: 04.05.2018).
- Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор. 2017. 720 с.
- Радзишевский А.Ю. Основы аналогового и цифрового звука. М.: Издательский дом «Вильямс». 2006. 288 с.
- Fraunhofer Institute for Integrated Circuits IIS. URL: https://www.iis.fraunhofer.de/en/ff/amm/prod/audiocodec/audiocodecs/mp3.html (дата обращения: 12.04.2018).
- The mp3 History / Technology / Fraunhofer IIS Audio and Media Technologies / Fraunhofer IIS. URL: https://www.mp3-history.com/en/technology.html (дата обращения: 12.04.2018).
- Карр Н. Великий переход. ООО «Манн, Иванов, Фербер». 2014. 320 с.