350 руб
Журнал «Биомедицинская радиоэлектроника» №3 за 2017 г.
Статья в номере:
Конвергентная нано-, био-, инфо-, когнитивная парадигма, трансдисциплинарность и современное образование
Ключевые слова:
конвергентная парадигма
NBICS-технологии
трансдисциплинарность
биомедицина
медицинская техника и технологии
научная картина мира
образование
Авторы:
Олег Евгеньевич Баксанский - д.ф.н., профессор, профессор РАН, вед. науч. сотрудник, Институт философии РАН (Москва)
E-mail: obucks@mail.ru
Аннотация:
Проанализированы происходящие в настоящее время кардинальные изменения в современной научной картине мира. Определены мотивы и потребности пересмотра существующего мировоззрения и, прежде всего, его социально-гуманитарной составляющей с учетом одновременно увеличивающихся рисков. Сделаны выводы о необходимости привлечения к этому междисциплинарных знаний по пути синтеза «природоподобных» систем и процессов, и, прежде всего, биомедицины и нанотехнологий. Получены результаты, свидетельствующие о том, что только в этом случае человечество рано или поздно подойдет к созданию антропоморфных технических систем, высокоорганизованных «копий живого».
Страницы: 71-76
Список источников
- Roco M., Bainbridge W. (eds). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. 2004. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/498/116/ednref1.
- Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные. М.: URSS. 2009. 220 с.
- Баксанский О.Е. Физики и математики: анализ основания взаимоотношения. М.: Либроком. 2009. 183 с.
- Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: современные когнитивные концепции. М.: URSS. 2008. 220 с.
- Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Нанотехнологии. Биомедицина. Философия образования. В зеркале междисциплинарного контекста. М. 2010. 224 с.
- Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию. М.: URSS. 2005. 184 с.
- Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования. М.: Канон + РООИ Реабилитация. 2010. 224 с.
- Савельев А. В. Учение об эпистемологической стратегии // Философия науки. 2004. № 2(21). С. 3-17. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/8374.html. 2006.
- Савельев А. В. Эпистемология самопознания в нейрокомпьютерной парадигме // Философия науки. 2007. № 3 (34). С. 41-59.
- Савельев А.В. Internet и нейрокомпьютеры как социотехнологические стратегии искусственного мира // Философские науки. 2004. № 6. С. 100-113.
- Roco M.C., Bainbridge W.S. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Dordrecht. 2003. 488 p.
- Ковальчук М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция. М.: Академкнига. 2011. Т. 1. 304 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: Гос. Ун-т. Высшая школа экономики. 2000. 606 с.
- Миронова Н. Б. Техномодус пространства этического в конвергентном мире // Вестник научных конференций. 2016. № 12-1(16). С. 86-87.
- Миронова Н. Б. Эволюция этоса: технонаучные вызовы конвергенции // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. Стерлитамак: АМИ. 2016. № 117-2. С. 235-237.
- Лещёв С. В. Интерфейсы социальной экологии: от технологической конвергенции к интернету вещей // Философские науки. 2014. № 11. С. 106-113.