350 руб
Журнал «Биомедицинская радиоэлектроника» №6 за 2015 г.
Статья в номере:
Взаимодействие возбуждения, торможения и растормаживания на примере корректурных тестов и компьютерной игры
Авторы:
Галина Ивановна Шульгина - д.б.н., профессор, факультет психологии, Государственная академия славянской культуры (Москва). Е-mail: shulgina28@mail.ru Дарья Анатольевна Бережная - и.о. начальника отдела психологических исследований, ГБУ Москвы «МИЦ». Е-mail: dashur@list.ru Бережной Даниил Сергеевич - к.б.н. вед. инженер, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова. Е-mail: berezhnoy daniil@gmail.ru Ольга Николаевна Волкова - студентка, факультет психологии, Государственная академия славянской культуры. Е-mail: zru84@mail.ru Евгения Александровна Зяблицева - к.б.н., доцент, кафедра психологии, Военный университет Министерства обороны РФ (Москва). Е-mail: evgeniazia@mail.ru Евгения Александровна Караваева - к.псих.н., руководитель психологической службы, ГБОН СОШ 799 (Москва). Е-mail: kea77@mail.ru
Аннотация:
Предложен способ изучения свойств основных нервных процессов с применением компьютерных игр и техники типа корректурных тестов (модификация тестов Бурдона). Схемы использованных в работе заданий для испытуемых были составлены по аналогии с классическими методиками изучения условно-рефлекторной деятельности и интерпретировались соответствующим образом. На основе особенностей ошибок испытуемых при обучении активным действиям и их торможению выработаны критерии оценки процессов возбуждения, торможения и растормаживания. Выявлена зависимость полученных результатов от индивидуальных свойств центральной нервной системы и возраста испытуемых. Показана продуктивность дальнейшего развития подобных исследований.
Страницы: 47-56
Список источников

 

  1. Shul-gina G.I.The neurophysiological Validation of the Hyperpolarization Theory of Internal Inhibition // TheSpanishJournalofPsychology. 2005. V. 8. № 1. P. 86-99.
  2. Шульгина Г.И. Анализ нейромедиаторного обеспечения системной организации нейронов головного мозга при обучении: возбуждение, торможение, растормаживание // Успехи физиологических наук. 2008. Т. 39.  № 4. С. 26 - 51.
  3. Shul-gina G.I. Disinhibition as the Foundation for Reinforcement in Conditioned Acqisition of Active Behaviors // Psychology Research. 2013. V. 3. №2. Р. 53-68.
  4. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М.: Изд-во АН СССР. 1963. С. 475-586.
  5. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М.: Прогресс. 1982. 231 с.
  6. EysenckS.B., EysenckH.J.Physiologicalreactivity to sensory stimulation as a measure of personality // Psychol. Rep. 1967. V. 20. № 1. P. 45-46.
  7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2004. 701 c.
  8. Шапкин С.А.Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 47-67.
  9. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука. 1990. C. 67-105.
  10. Корниенко П.А. Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 175-181.
  11. Вергунов Е.Г. Количественный подход к оценке сформированности компетенции саморегуляции у студентов-психологов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 3. № 23. С. 30-35.
  12. Cothran D.L., Larsen R. Comparison of inhibition in two timed reaction tasks: the color and emotion Stroop tasks // J. Psychol. 2008. V. 142. № 4. P. 373-385.
  13. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь. 2003. 384 с.
  14. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высш. школа. 1979. 312 с.
  15. Крылова А.А., Маничева С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб. 2002. С. 126-128.
  16. Dempster F.N., Corkill A.J. Interference and inhibition in cognition and behavior: Unifying themes for educational psychology // Education­al Psychology Review. 1999. V. 11.№ 1. P. 1-88.
  17. Сергиенко В.А., Виленская Г.А., Ковалёва Ю.Г. Кон­троль поведения как субъектная регуляция. М.:  ИП РАН. 2011. 353 с.
  18. Блинков С.М., Глезер И.И. Мозг человека в цифрах и таблицах. М. 1964. 471 с.
  19. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / под ред. Б. АнаньеваиЕ. Степановой.М. 1977. 198 с.