350 руб
Журнал «Успехи современной радиоэлектроники» №9 за 2025 г.
Статья в номере:
Методика адаптивной стабилизации летательного аппарата с параметрической идентификацией характеристик объекта в процессе полета
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202509-06
УДК: 629.7.051.5
Авторы:

М.В. Палкин1, М.В. Зенченко2

1,2 АО «Военно‑промышленная корпорация «Научно‑производственное объединение машиностроения» (г. Реутов, Московская обл., Россия)
1,2 Московский государственный университет им. Н.Э. Баумана (Москва, Россия)
1 mpalkin@vpk.npomash.ru, 2 m.v.zenchenko@vpk.npomash.ru

Аннотация:

Постановка проблемы. Разработка и модернизация бортовых систем управления и стабилизации программного движения летательных аппаратов (ЛА) до адаптивных систем управления и стабилизации на сегодняшний день является актуальной проблемой. Разработка и доработка таких систем позволяет улучшать показатели качества их эксплуатации, тем самым расширяя области и диапазоны применения ЛА.

Цель. Разработать методику адаптивной стабилизации ЛА на основе параметрической идентификации характеристик ЛА в процессе полета, позволяющей улучшить показатели качества системы по сравнению с существующими системами программного движения.

Результаты. Приведено описание методики работы бортовой системы адаптивной стабилизации крестокрылого атмосферного ЛА на маршевом участке полета, выполненного по нормальной аэродинамической схеме, со схемой аэродинамических рулей «плюс». Показан подход к оцениванию неизмеряемых координат вектора состояния ЛА – углов атаки и скольжения и уточнению аэродинамических характеристики ЛА, заложенных при предполетном моделировании, для обновления в полете настроек контура стабилизации. Методика в виде алгоритма реализована на автономном стенде моделирования полета. Приведены расчетные примеры.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке систем управления движением ЛА.

Страницы: 42-48
Для цитирования

Палкин М.В., Зенченко М.В. Методика адаптивной стабилизации летательного аппарата с параметрической идентификацией характеристик объекта в процессе полета // Успехи современной радиоэлектроники. 2025. T. 79. № 9. С. 42–48. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202509-06

Список источников
  1. Корсун О.Н., Стуловский А.В. Прямой метод формирования оптимального программного управления летательным аппаратом // Изв. РАН. Теория и сист. упр. 2019. № 2. С. 75–89.
  2. Андриевский Б.Р., Фрадков А.Л. Адаптивное управление летательным аппаратом с идентификацией на скользящих режимах // УБС. 2009. № 26. С. 113–144.
  3. Первушина Н.А., Фролова А.Д. Разработка адаптивной системы стабилизации для беспилотного летательного аппарата самолетного типа // Проблемы управления. 2022. Вып. 5. С. 3–15.
  4. Козлов Ю.М., Юсупов Р.М. Беспоисковые самонастраивающиеся системы. М.: Наука. 1969.
  5. Брайсон А., Хо Ю-Ши. Прикладная теория оптимального управления. М.: Мир. 1972.
  6. Зенченко М.В. Адаптивная стабилизация летательного аппарата на основе идентификации аэродинамических характеристик в процессе полета // Ракетно-космическая техника. Серия XIV. Вып. 1(61). 2017. С. 127–133.
  7. Остославский И.В., Стражева И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение. 1969.
  8. Боднер В.А. Системы управления летательными аппаратами. М.: Машиностроение. 1973.
  9. Зенченко М.В. Об одном подходе к идентификации аэродинамических характеристик сверхзвукового летательного аппарата // Вестник Концерна ПВО «Алмаз – Антей». 2016 г. № 3(11). С. 5–11.
  10. Браммер К., Зиффлинг Г. Фильтр Калмана – Бьюси. Детерминированное наблюдение и стохастическая фильтрация. М.: Наука. 1982.
Дата поступления: 26.06.2025
Одобрена после рецензирования: 09.07.2025
Принята к публикации: 29.08.2025