А.Б. Герасимов1, А.С. Гудин2, Д.А. Зацепин3, Д.А. Зиновьев4, А.Н. Кренев5, В.Н. Морозов6, П.Е. Петухов7, И.В. Сисигин8, Д.Е. Уткин9, В.Е. Туров10
1,2,4–7,9,10 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (г. Ярославль, Россия)
3 Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны имени маршала Советского Союза Л.А. Говорова МО РФ (г. Ярославль, Россия)
8 Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Москва, Россия)
1 gerasimov@uniyar.ac.ru, 2 lbip@mail.ru, 3 dimassss1997@mail.ru, 4 trinits12@gmail.com, 5 krenev@uniyar.ac.ru, 6 grucja@mail.ru, 7 petuhowpavel@yandex.ru, 8 SisiginIV@mpei.ru, 9 daniil.ytkin@yandex.ru, 10 victorturov@gmail.com
Постановка проблемы. Своевременное обнаружение и измерение координат малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в любых условиях обстановки, как в районе важных промышленных объектов, так и на линии боевого соприкосновения, является одной из актуальнейших задач, которые должны решаться системами технического контроля
использования воздушного пространства. Активная радиолокационная подсистема обычно работает в Х–диапазоне, обеспечивая круговой обзор пространства в азимутальной плоскости и определение пеленга. Мониториинго-пеленгационная система обнаруживает сигналы управления и передачи видеоизображения с определением пеленга в азимутальной плоскости.
Цель. Разработать систему технического контроля использования воздушного пространства и провести оценку ее технических характеристик.
Результаты. Рассмотрены основные принципы построения радиолокационной и мониторинго-пеленгационной систем технического контроля использования воздушного пространства. Разработаны структурные схемы радиолокационного и мониторинго-пеленгационного модулей системы, а также их математические и имитационные модели. Изготовлены макеты активной радиолокационной и мониторинго-пеленгационной подсистем. Проведены имитационные и натурные эксперименты с моделями и макетами подсистем в лабораторных и полевых условиях.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для построения мобильных систем технического контроля использования воздушного пространства с улучшенными характеристиками. По результатам экспериментов получены оценки: вероятности обнаружения БПЛА типа «Mavic» радиолокационной системой разрабатываемого комплекса на максимальной дальности 2,9 км; вероятности обнаружения сигналов передатчика БПЛА на максимальной дальности 4,3 км; пеленг определялся со среднеквадратичным отклонением не более 1,8°.
Герасимов А.Б., Гудин А.С., Зацепин Д.А., Зиновьев Д.А., Кренев А.Н., Морозов В.Н., Петухов П.Е., Сисигин И.В., Уткин Д.Е., Туров В.Е. Комплекс обнаружения и измерения координат малогабаритных беспилотных летательных аппаратов // Успехи современной радиоэлектроники. 2025. T. 79. № 10. С. 29–37. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202510-05
- Везарко Д.А., Чечельницкий А.С., Коптев В.А., Халматов Б.М. Анализ радиолокационных систем обнаружения малоразмерных беспилотных летательных аппаратов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 3-2 (90). С. 156–160.
- Ильчук А.Р., Каргашин Ю.Д., Соловьев Н.А. Экспериментальные исследования радиолокационных сигналов, отраженных от воздушной цели типа малоразмерный беспилотный летательный аппарат // Успехи современной радиоэлектроники. 2022. Т. 76. № 3. С. 16–22.
- Рембовский А.М., Ашихмин А.В., Козьмин В.А. Радиомониторинг: задачи, методы, средства / Под ред. А.М. Рембовского. Изд. 3-е, перераб. и доп. М: Горячая линия – Телеком. 2012.
- Ростопчин В.В. Ударные беспилотные летательные аппараты и противовоздушная оборона – проблемы и перспективы противостояния // Беспилотная авиация. 2019.

