350 руб
Журнал «Успехи современной радиоэлектроники» №1 за 2023 г.
Статья в номере:
Метод обоснования учебных задач применения сложных технических объектов
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202301-05
УДК: 004.94
Авторы:

Л.Е. Мистров1, О.В. Поляков2

1 ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е Жуковского и Ю.А. Гагарина», Центральный филиал РГУП
(г. Воронеж, Россия)
2 ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж, Россия)

Аннотация:

Постановка проблемы. Одним из актуальных вопросов подготовленности специалистов в различных предметных областях является обоснование учебных задач для принятия решений по применению сложных технических объектов (СТО) в интересах повышения эффективности функционирования обеспечиваемых ими организационно-технических систем (ОТС) в условиях активного воздействия внешней конкурентной среды. В настоящее время задача решается в соответствии с классическим подходом на основе логико-эвристического подхода, обусловливая выбор только приоритетных учебных задач и оставляя в стороне те, которые не заслуживают внимания со стороны исследователей. Это приводит к субъективизму, а иногда и к ошибочному выбору учебных задач, так как приоритеты применения СТО в динамике применения ОТС в операции постоянно изменяются.

Цель. Предложить метод обоснования учебных задач для принятия решений по применению СТО.

Результаты. Предложен метод, основанный на функциональном анализе способов применения ОТС в различных формах операций с детализацией основных функций планирования, организации, контроля и корректировки на взаимосвязанную и взаимообусловленную систему функциональных задач. Их классификация по системоопределяющим признакам с привязкой к отдельным этапам применения ОТС в операции позволила определить внешне- и внутрисистемные функции применения СТО и сформировать на основе критерия их общности полное множество учебных задач. На основе системного покрытия определенных учебных задач имеющимся ресурсом объектов (средств, комплексов) управления СТО проведено выделение с использованием диаграммы Эйлера–Венна допустимого множества учебных задач – основы разрешения учебных проблемных ситуаций.

Практическая значимость. Рассмотренный метод предназначен для обучения будущих специалистов процессам принятия решений по применению СТО на множестве способов конфликтного взаимодействия конкурирующих ОТС.

Страницы: 69-80
Для цитирования

Мистров Л.Е., Поляков О.В. Метод обоснования учебных задач применения сложных технических объектов // Успехи современной радиоэлектроники. 2023. T. 77. № 1. С. 69–80. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202301-05

Список источников
  1. Абчук В.А., Емельянов Л.А., Матвейчук Ф.А., Суздаль В.Г. Введение в теорию выработки решений. М.: Воениздат. 1972.
  2. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио. 1976.
  3. Дворников В.А., Мистров Л.Е. Метод функционального синтеза сложных систем // Автоматизация и современные технологии. 2006. № 10. С. 28–36.
  4. Мистров Л.Е. Основы методологии организационно-функционального синтеза сложных систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. № 12. С. 56–61.
  5. Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М.: Наука. 1986.
  6. Мистров Л.Е., Поляков О.В., Шацких В.М. Основы построения архитектуры интеллектуальных тренажных систем подготовки специалистов по применению радиоэлектронных объектов // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2022. № 1. С. 57–73. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700814-202201-06.
Дата поступления: 16.11.2022
Одобрена после рецензирования: 07.12.2022
Принята к публикации: 29.12.2022