Л.Е. Мистров1, О.В. Поляков2
1 ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е Жуковского и Ю.А. Гагарина», Центральный филиал РГУП
(г. Воронеж, Россия)
2 ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж, Россия)
Постановка проблемы. Одним из актуальных вопросов подготовленности специалистов в различных предметных областях является обоснование учебных задач для принятия решений по применению сложных технических объектов (СТО) в интересах повышения эффективности функционирования обеспечиваемых ими организационно-технических систем (ОТС) в условиях активного воздействия внешней конкурентной среды. В настоящее время задача решается в соответствии с классическим подходом на основе логико-эвристического подхода, обусловливая выбор только приоритетных учебных задач и оставляя в стороне те, которые не заслуживают внимания со стороны исследователей. Это приводит к субъективизму, а иногда и к ошибочному выбору учебных задач, так как приоритеты применения СТО в динамике применения ОТС в операции постоянно изменяются.
Цель. Предложить метод обоснования учебных задач для принятия решений по применению СТО.
Результаты. Предложен метод, основанный на функциональном анализе способов применения ОТС в различных формах операций с детализацией основных функций планирования, организации, контроля и корректировки на взаимосвязанную и взаимообусловленную систему функциональных задач. Их классификация по системоопределяющим признакам с привязкой к отдельным этапам применения ОТС в операции позволила определить внешне- и внутрисистемные функции применения СТО и сформировать на основе критерия их общности полное множество учебных задач. На основе системного покрытия определенных учебных задач имеющимся ресурсом объектов (средств, комплексов) управления СТО проведено выделение с использованием диаграммы Эйлера–Венна допустимого множества учебных задач – основы разрешения учебных проблемных ситуаций.
Практическая значимость. Рассмотренный метод предназначен для обучения будущих специалистов процессам принятия решений по применению СТО на множестве способов конфликтного взаимодействия конкурирующих ОТС.
Мистров Л.Е., Поляков О.В. Метод обоснования учебных задач применения сложных технических объектов // Успехи современной радиоэлектроники. 2023. T. 77. № 1. С. 69–80. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202301-05
- Абчук В.А., Емельянов Л.А., Матвейчук Ф.А., Суздаль В.Г. Введение в теорию выработки решений. М.: Воениздат. 1972.
- Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио. 1976.
- Дворников В.А., Мистров Л.Е. Метод функционального синтеза сложных систем // Автоматизация и современные технологии. 2006. № 10. С. 28–36.
- Мистров Л.Е. Основы методологии организационно-функционального синтеза сложных систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. № 12. С. 56–61.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М.: Наука. 1986.
- Мистров Л.Е., Поляков О.В., Шацких В.М. Основы построения архитектуры интеллектуальных тренажных систем подготовки специалистов по применению радиоэлектронных объектов // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2022. № 1. С. 57–73. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700814-202201-06.