А.П. Кирсанов
АО «Концерн «Вега» (Москва, Россия)
Постановка проблемы. Скрытность является важным условием эффективности действий авиации. Один из традиционных способов обеспечения скрытности – полеты летательных аппаратов на малых или предельно малых высотах, что затрудняет их обнаружение наземными радиолокационными средствами. Применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения в значительной степени снижает эффективность таких действий, однако учет особенностей режимов работы бортовых радиолокационных станций летательных аппаратов позволяет формировать траектории, при движении по которой летательный аппарат не обнаруживается бортовой доплеровской радиолокационной станцией. Поэтому разработка методов расчета таких траекторий является актуальной задачей.
Цель. Разработать метод расчета скрытной траектории воздушного объекта (летательного аппарата) в заданную точку, находящуюся в зоне обнаружения бортовой радиолокационной станции самолета дальнего радиолокационного обнаружения.
Результаты. Выведено уравнение, решение которого позволяет выделить из класса эллиптических скрытных траекторий те, которые проходят через заданные начальную и конечную точки. Исследованы условия разрешимости данного уравнения и существования скрытной траектории в заданную точку.
Практическая значимость. Предложенный метод может использоваться для предварительного планирования скрытного перемещения летательного аппарата между заданными точками, а также для управления летательным аппаратом в реальном масштабе времени при его движении по скрытной траектории.
Кирсанов А.П. Расчет траекторий скрытного выхода воздушного объекта в заданную точку в зоне обнаружения бортовой доплеровской радиолокационной системы // Успехи современной радиоэлектроники. 2021. T. 75. № 2. С. 38–47. DOI: 10.18127/j20700784-202102-04.
- Галяев А.А., Маслов Е.П. Оптимизация законов уклонения подвижного объекта от обнаружения // Известия РАН. Теория и системы управления. 2010. № 4. С. 52–62.
- Галяев А.А., Лысенко П.В., Яхно В.П. Уклонение подвижного объекта от одиночного обнаружителя на заданной скорости // Проблемы управления. 2020. № 1. С. 83–91.
- Верба В.С. Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения. Принципы построения, проблемы разработки и особенности функционирования. М.: Радиотехника. 2014.
- Long Maurice W. Airborne Early Radar Warning System Concepts. SciTech. 2004.
- Гандурин В.Α., Кирсанов А.П. Особенности зоны обнаружения низколетящих воздушных объектов доплеровской радиолокационной станции // Радиотехника. 2007. № 10. С. 42–46.
- Кирсанов А.П. Траектории скрытного движения воздушного объекта в зоне обнаружения бортовой доплеровской радиолокационной станции // Автоматика и телемеханика. 2014. № 9. С. 144–155.
- Кирсанов А.П. Классификация траекторий скрытного движения воздушного объекта в зоне обнаружения бортовой доплеровской радиолокационной станции // Известия РАН. Теория и системы управления. 2020. № 4. С. 169–176.
- Gordon N., Ristic B. Tracking airborne targets occasionally hidden in the blind Doppler // Digit. Signal Process. 2002. № 12 (12). P. 383–393.
- Wei Han, Ziyue Tang, Zhenbo Zhu Method of target tracking with Doppler blind zone constraint // Journal of Systems Engineering and Electronics. December 2013. V. 24. №. 6. P. 889–898.
- Wang L.-X., Zhou D.-Y., Zheng R. A stealthy path planning method for aircraft by constant azimuth // Proceedings of the International Conference on Parallel and Distributed Computing Applications and Technologies (PDCAT). 2010. P. 497–503.
- Арнольд В.И. Математические методы классической механики. М.: Эдиториал УРСС. 2003.
- Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т. 1. М.: Физматлит. 2006.