А. В. Ананьев – к.т.н., докторант, Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) E-mail: sasha303_75@mail.ru
А. Н. Катруша – к.т.н., доцент, Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)
Проведен анализ существующих технических решений по конструированию ДКМВ-антенн воздушных судов, который показал их непригодность для эффективной передачи радиосигналов с борта беспилотного летательного аппарата (БЛА), выполненного из композитных материалов, по причине необходимости использования корпуса в качестве излучающего элемента. Разработана конформная магнитная резонансная рамочная антенна, предназначенная для установки в корпусе летательного аппарата. Излучающая петля антенны выполнена по контуру профиля поверхности беспилотного летательного аппарата, за счет чего происходит увеличение площади охватываемой контуром антенны, что в свою очередь приводит к увеличению эффективной действующей длины антенны в режиме приема и повышению коэффициента усиления антенны в режиме передачи. На основе метода моментов выполнен расчет токов в антенне и определены основные характеристики антенны. Проведен сравнительный анализ разработанной контурной антенны и двух антенн с излучающей петлей в виде кольца. Показано, что кольцевая антенна не удовлетворяет условию конформности и непригодна для использования на БЛА средних и малых размеров. Отмечено, что при уменьшении габаритных размеров кольцевой антенны с целью обеспечения возможности ее установки под обшивкой летательного аппарата существенно ухудшается коэффициент усиления и сужается полоса пропускания антенны. Показано, что основные характеристики предлагаемой контурной и известной кольцевой антенны при условии равной площади, охватываемой излучающей петлей, отличаются незначительно.
- Ананьев А.В., Ананьев А.В., Ерзин И.Х., Филатов С.В., Щербаков А.А. Аэромобильная сеть связи – эффективная система ретрансляции воздушного эшелона объединенной автоматизированной цифровой системы связи в условиях вооруженного конфликта // Военная мысль. 2017. № 4. С. 26–34.
- Войткевич К.Л., Сулима А.А., Зац П.А. Проблемы построения канала управления беспилотными летательными аппаратами на основе ДКМВ-радиолинии // Электросвязь. 2014. № 7. С. 9–11.
- Семенихин А.И., Черноколпаков А.И. Моделирование конформной магнитной ферритовой антенны летательного аппарата // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-1 (44). С. 39–42.
- Кореванов С.В., Казин В.В. Анализ проблем эксплуатации навигационных систем беспилотных летательных аппаратов на высоких широтах // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 201. С. 31–34.
- Благовещенский Д.В., Мальцева О.А., Анишин М.М. Использование КВ-радиосвязи в высоких широтах // Техника радиосвязи. 2015. № 4 (27). С. 5–13.
- Карташкин А.С. Авиационные радиосистемы. М.: Радиософт. 2007.
- Каталог антенн ФНПЦ ОАО «НПП «Полет». 2012.
- Григоров И.Н. Все об антеннах. М.: ДМК Пресс. 2009.
- Надененко С.И. Антенны. М.: Госиздат. 1959.
- Ананьев А.В., Катруша А.Н. Разработка контурных антенн декаметрового диапазона волн беспилотных летательных аппаратов, работающих в составе аэромобильной сети связи // Сб. трудов XI Междунар. отраслевой науч.-технич. конф. «Технологии информационного общества». 2017. С. 21–22.
- Митра Р. Вычислительные методы в электродинамике. М.: Мир. 1977.
- Каталог «Электронные компоненты» Платан. 2016.
- Акимов Н.Н., Ващуков Е.П., Прохоренко В.А., Ходоренок Ю.П. Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устройства РЭА. Справочник. Мн.: Беларусь. 1994.