Журнал «Технологии живых систем» №2 за 2019 г.
Статья в номере:
Непрерывное образование: зачем нам это?
Тип статьи: научная статья
DOI: 10.18127/j20700997-201902-07
УДК: 159.9.072.43
Авторы:

Е.В. Беловол – 

к.психол.н., доцент, кафедра психологии развития личности, Московский педагогический  государственный университет им. В.И. Ленина; вед. научн. сотрудник, лаборатория нейрокогнитивных

коммуникаций, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Москва) E-mail: belovol@mail.ru 

З.В. Бойко – 

к.психол.н., доцент, кафедра управления сестринской деятельностью, 

Российский университет дружбы народов (Москва)

E-mail: boikozv@yandex.ru

И.В. Радыш – 

д.м.н., профессор, академик РЭА, зав. кафедрой управления сестринской деятельностью, 

Российский университет дружбы народов (Москва)

E-mail: iradysh@mail.ru Е.Ю. Шурупова –  преподаватель, кафедра психологии развития личности, 

Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина E-mail: shurupovaelena@mail.ru  

Аннотация:

Анализируются данные исследования влияния непрерывного образования на когнитивную сохранность личности в пожилом возрасте. Цель работы – изучение гибкости познавательного контроля, как один из показателей когнитивной сохранности. В исследовании принимали участие исследовании принимали участие 116 человек в возрасте от 60 до 84 лет. Каждый их них провел в системе формального образования от 8 до 36 лет. Среди респондентов были те, кто в течение жизни получил до четырех разных высших образований. Установлено, что регрессионная модель взаимосвязи длительность учения и гибкостью-ригидностью познавательного контроля отражает нелинейный характер изменений изучаемых переменных. Модель позволяет сделать вывод, что для лиц, потративших на формальное обучение мало лет (до 10) наблюдается явно выраженная ригидность познавательного контроля. По мере увеличения длительности учения ригидность познавательного контроля снижается, он становится более гибким. После 18 лет учения познавательный контроль продолжает оставаться гибким, без статистически значимой тенденции к дальнейшему изменению. Выявлена статистически значимая связь между длительность учения и гибкостью познавательного контроля. Длительное формальное образование – образование длиною в жизнь способствует сохранению гибкости мышления. Оно позволяет сохранять ясность и гибкость собственного мышления, обеспечивая тем самым спокойное, успешное старение, с полной сохранностью когнитивных функций. Проведенное исследование показало, что нет связи между возрастом респондентов и длительностью учения, между возрастом и гибкостью познавательного контроля. При этом наблюдается статистически значимая связь между длительностью учения и гибкостью познавательного контроля, что длительное формальное образование – образование длиною в жизнь способствует сохранению гибкости мышления. Поэтому, если возникает вопрос: «Зачем надо учиться всю жизнь?», то может быть очень простой ответ. Длительное, непрерывное образование позволяет не только легко адаптироваться к постоянно и стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, но и сохранять ясность и гибкость собственного мышления, обеспечивая тем самым спокойное, успешное старение, с полной сохранностью когнитивных функций.

Страницы: 63-68
Список источников
  1. Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Радыш Б.Б, Шурупова Е.Ю. Здоровье лиц третьего возраста: объективное и субъективное в представлениях пожилых людей о своем здоровье // Экология человека. 2016. № 4. С. 45–49.
  2. Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю. Образование как способ повышения рефлексии в межличностной коммуникации в пожилом возрасте // Технологии живых систем. 2015. Т. 12. № 3. С. 29–32. 
  3. Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю., Радыш Б.Б. Соотношение объективного и субъективного в представлении о собственном здоровье // Технологии живых систем. 2016. Т. 13. № 4.  С. 24–28. 
  4. Бойко З.В., Беловол Е.В., Грэнвальд М., Сегень В. Концепция непрерывного образования как фактор повышения качества жизни в третьем возрасте (на примере организации образования в Польше) // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 4. C. 93–100.
  5. Бойко З.В., Беловол Е.В., Радыш И.В. Особенности влияния образовательной активности в «третьем возрасте» на здоровье и психологическое благополучие личности // Гуманітарний вісник ДВНЗ “Переяслав-Хмельніцькій державній педагогічній універсітет ім. Г. Сковороди”. 2014. Т. 56. Вип. 5. С. 84–93.
  6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ 
  7. Dunn E. Life Through Learning. The Lifelong Learning Strategy for Scotland. 2003. http://www.scotland.gov.uk/Resource/ Doc/47032/0028820.pdf. 
Дата поступления: 12 марта 2019 г.