Т.И. Синюгина1, Л.Т. Шароян2
1,2 ФГАУ ВО «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ) (г. Омск, Россия)
1 sinyugina2013@yandex.ru, 2 lilit_sharoyan@mail.ru
Постановка проблемы. Сегодня все больше проявляется потребность в подходах, включающих в себя взаимодополняющие, наиболее эффективные, межотраслевые технологии и инструменты, в которых большая роль отводится технологиям компьютерных нейросетей, с целью организации системы развития когнитивных процессов человека. Исследование когнитивных процессов как «вычислительных» процессов обработки информации также позволяет сегодня увидеть в индивидуальных конфигурациях когнитивных схем человека дополнительные возможности развития для каждого. Это представляет особую важность в появлении и разработке методов развития, адаптации детей с особыми образовательными потребностями с опорой на то, что их психическая схема представляет собой также определенную систему обработки информации и реагирования на нее, что предполагает понимание основных ее параметров для организации ее развития.
Цель. Рассмотреть опыт и результаты работы по технологиям Т.И. Синюгиной с детьми с расстройством аутистического спектра: горизонтального расширения восприятия пространства, вертикального расширения восприятия пространства, и технологию объема, технологии переключения на иной режим восприятия и развития пространственно-объектного мышления как основы когнитивного развития детей с особыми образовательными потребностями с использованием технологий виртуальной реальности на примере занятий на интерактивном оборудовании с элементами виртуальной реальности в АНО «Центр развития особенных детей «Дитя Вселенной» (г. Омск).
Результаты. Занятия проведены с детьми в возрасте 7–12 лет. Оказано, что при использовании данных технологий поэтапного включения в ход занятий горизонтальной поверхности с виртуальной средой, а затем вертикальной поверхности с виртуальной средой, следствием которых является иное восприятие объема ребенком, при соблюдении четкой поэтапности и системности в занятиях у детей за достаточно короткий срок (4–5 занятий) развивается навык объема пространства, что позволяет им включаться активно во внешний мир, взаимодействовать с другими детьми, и расширяет зоны их реализации. Установлено, что у большинства детей, с которыми ведутся занятия, наблюдаются интерес и наклонности к сфере компьютерных технологий.
Практическая значимость. Занятия по данным технологиям с использованием программно-аппаратных комплексов с виртуальной реальностью и программой нейроигр представляются универсальными технологиями развития и адаптации когнитивной сферы человека, а также развития когнитивных систем, как живых, так и искусственных.
Синюгина Т.И., Шароян Л.Т. Системный подход в развитии когнитивной схемы детей с расстройством аутистического спектра с использованием технологий виртуальной реальности // Наукоемкие технологии. 2025. Т. 26. № 3. С. 67−78. DOI: https://doi.org/ 10.18127/j19998465-202503-08
- Дремин Д.В. Ментальные модели мышления у аутичных детей // Общество и наука: векторы развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Чебоксары, 26 апреля 2023 года. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. С. 141–144.
- Артеменков С.Л. Проблема позиционирования процесса восприятия как особой функции психики // Психология восприятия: трансцендентальный вектор развития: коллективная монография / Под ред. Г.В. Шуковой. СПб.: Нестор-История. 2020. С. 34–66.
- Фаликман М.В. Когнитивная наука: основоположения и перспективы // Логос. 2014. № 1(97). С. 1–18.
- Фаликман М.В., Печенкова Е.В. Принципы физиологии активности Н.А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 48–66. DOI 10.17759/chp.2016120405.
- Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2014.
- Шукова Г.В. Роль перцептивных процессов в структуре феномена одаренности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 576–591. DOI 10.22363/2313-1683-2021-18-3-576-591.
- Авербух Н.В. К вопросу о восприятии пространства при переживании феномена присутствия в виртуальной реальности // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов III междунар. конф., Коломна, 12–14 февраля 2020 года. Коломна: ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». 2020. С. 11–16.
- Авербух Н.В. Переживание феномена присутствия в пассивной виртуальной среде // International Journal of Open Information Technologies. 2021. Т. 9. № 12. С. 30–43.
- Авербух Н.В., Провков Н.С., Стародубцев И.С. Измерение феномена присутствия с помощью счетчика разрыва присутствия // ГрафиКон 2023: 33-я Междунар. конф. по компьютерной графике и машинному зрению, 19–21 сентября 2023 г., Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.
- Величковский Б.Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах // Национальный психологический журнал. 2014. № 3. С. 31–38. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0304.
- Михайлов И.Ф. Гиперсетевая теория и междисциплинарная интеграция когнитивных и социальных наук // Информационное общество. 2017. № 2. С. 53–59.

