А.С. Чичканов1, Е.А. Богословский2
1,2 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж, Россия)
1 a_chichkanov1983@mail.ru, 2 qro76@yandex.ru
Постановка проблемы. В настоящее время большое внимание уделяется разработке новых форм и способов применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Одним из приоритетных направлений развития беспилотной авиации является совершенствование полезных нагрузок (ПН) БПЛА. Тип ПН определяется перечнем задач, решаемых БПЛА при ведении вооруженной борьбы, в интересах охраны государственной границы и морского пограничного пространства, обеспечения общественной безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Большинство из этих задач для своего решения требует установки в качестве ПН систем технического зрения (СТЗ). При этом немаловажным фактором в ходе выполнения задач мониторинга земной поверхности (МЗП) является необходимость организации высокоскоростной передачи данных ПН БПЛА на наземный пункт управления (НПУ) с целью своевременной обработки информации всеми категориями заинтересованных лиц. Интенсивность трафика в каналах связи (КС) с БПЛА на этапе полета в зону выполнения задач может быть невысокой, однако она значительно возрастает на этапах непосредственного входа в зону проведения МЗП, особенно в условиях сложной фоноцелевой обстановки (ФЦО), т.е. трафик имеет нестационарный характер, что не учитывается в современных технических средствах сетей воздушной радиосвязи (СВРС) БПЛА. С возрастанием интенсивности применения БПЛА выявляются проблемные технические аспекты их эксплуатации и управления. Одним из таких аспектов является несоответствие технических возможностей организации высокоскоростной передачи информации в СВРС БПЛА современным требованиям по скорости передачи данных в реальном масштабе времени (РМВ), что отражается на актуальности получаемой информации и качестве решения поставленных задач.
Цель. Разработать методику повышения эффективности функционирования СВРС БПЛА за счет использования высвобождаемого частотного ресурса (ВЧР), формируемого на основе анализа ФЦО в секторе обзора БПЛА.
Результаты. Повышена скорость передачи видеоинформации (ВИ) в зависимости от фоноцелевой и сигнально-помеховой обстановки за счет реализации методики повышения эффективности функционирования СВРС БПЛА.
Практическая значимость. Разработанная методика позволяет обосновать тактико-технический облик перспективных СВРС, абонентами которой будут являться БПЛА, сформулировать технологические решения по организации высокоскоростной радиосвязи, а также варианты передачи информации на НПУ в РМВ.
Чичканов А.С., Богословский Е.А. Методика повышения эффективности функционирования сети воздушной радиосвязи // Наукоемкие технологии. 2025. Т. 26. № 3. С. 5−13. DOI: https://doi.org/ 10.18127/j19998465-202503-01
- Гайдук А.Р., Капустин С.Г. Концепция построения систем коллективного управления беспилотными летательными аппаратами // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2012. Т. 10. № 7. С. 8–16.
- Комплексы с беспилотными летательными аппаратами. В 2-х кн.: Кн.1. Принципы построения и особенности применения комплексов с БЛА: Монография / Под ред. В.С. Вербы, Б.Г. Татарского. М.: Радиотехника. 2016. 512 с.
- Комплексы с беспилотными летательными аппаратами. В 2-х кн.: Кн.2. Робототехнические комплексы на основе БЛА: Монография / Под ред. В.С. Вербы, Б.Г. Татарского. М.: Радиотехника. 2016. 824 с.
- Макаренко С.И. Адаптивное управление скоростями логических соединений в канале радиосвязи множественного доступа // Информационно-управляющие системы. 2008. № 6. С. 54–58.
- Иванов М.С., Шушков А.В., Макаренко С.И. Повышение скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами за счет адаптивного использования энергетического, сигнального и частотного сетевых ресурсов. Часть 1. Модели и методика повышения скорости передачи данных // Системы управления, связи и безопасности. 2023. № 1. С. 125–219.
- Смирнов С.В., Макаренко С.И., Иванов М.С., Попов С.А. Единая сеть воздушной радиосвязи управления авиацией с АК РЛДН, основанная на иерархическом принципе ретрансляции информационных потоков // Системы управления, связи и безопасности. 2018. № 3. С. 54–68.
- Бакулин М.Г., Крейнделин В.Б., Шлома А.М., Шумов А.П. Технология OFDM: Учеб. пособие для вузов. М.: Горячая линия – Телеком. 2017. С. 360–361.
- Люди могут следить за восемью движущимися объектами одновременно [Электронный ресурс]. URL: https://newsland.com/post/3799320-liudi-mogut-sledit-za-vosemiu-dvizhushchimisia-obektami-odnovremenno. Дата обращения 15.01.2025 г.
- Чичканов А.С. Вариант повышения скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи // Труды МАИ. 2024. № 139. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=183458.
- Богословский Е.А. и др. Прикладные задачи навигации, связи и управления. Методы анализа и синтеза: Монография. М.: Радиотехника. 2015. 160 с.
- Иванов М.С., Шушков А.В., Макаренко С.И. Повышение скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами за счет адаптивного использования энергетического, сигнального и частотного сетевых ресурсов. Часть 2. Исследование достигаемого повышения скорости передачи данных // Системы управления, связи и безопасности. 2023. № 1. С. 220–243.
- Исследование метода оценки отношения сигнал/шум Long Term Evolution в условиях идеальной и неидеальной символьной синхронизации. Науковедение: Интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 1. URL: https://naykovedenie.ru/PDF/40TVN115.pdf.
- Понаморев А.В. Анализ исследований и обоснование задач развития авиационных сетей воздушной радиосвязи боевого управления авиацией за счет адаптации каналов управления летательными аппаратами к параметрам передаваемого в них трафика // Экономика и качество систем связи, 2018. № 2. С. 42–52.
- Комплексы с беспилотными летательными аппаратами. В 2-х кн.: Кн. 1, 2. Робототехнические комплексы на основе БЛА: Монография / Под ред. В.С. Вербы, Б.Г. Татарского. М.: Радиотехника. 2016. 824 с.

