350 руб
Журнал «Наукоемкие технологии» №2 за 2011 г.
Статья в номере:
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ «НАНОТЕХНОЛОГИИ: РАЗРАБОТКА, ПРИМЕНЕНИЕ» ЗА 2009-2010 гг.
Страницы: 44-48
Список источников

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЧАСТИЦ

Вагин Д.В., Поляков О.П.  Подавление хаотических режимов динамики вектора
намагниченности за счет изменения формы образца и геометрии системы.
                                     № 1, 2009

Проведено исследование влияния формы малой однородно намагниченной частицы на динамику вектора намагниченности в присутствии внешнего осциллирующего и постоянного поля и одноосной кристаллографической анизотропии. Установлено, что, варьируя форму частицы или конфигурацию системы, приводящую к эквивалентным изменениям размагничивающих полей, можно получить различные нелинейные режимы динамики намагниченности: поляризацию, прецессию и хаотические колебания, или напротив избегать их реализации.

Зубов В.И. Фуллерены - третья форма углерода. Межмолекулярные силы
и термодинамические свойства семейства фуллеритов.
                                                                 № 1, 2009

Приведен краткий обзор предыстории и открытия фуллеренов (а затем и углеродных нанотрубок), которые представляют собой третью, молекулярную, форму углерода и разных, преимущественно физических, свойств фуллеритов, т.е. кристаллов, составленных из молекул фуллеренов. Основное внимание уделяется межмолекулярным силам, особенно в ориентационно разупорядоченных фазах. Представлен потенциал Жирифалко для восьми фуллеритов от C28до C96 и сделаны его обобщения для взаимодействий между молекулами различных фуллеренов, Cm и Cn.

Обсуждены термодинамические свойства высокотемпературных модификаций семейства фуллеритов, от С36до C96, вычисленные в равновесии с их насыщенным паром на основе корреляционного метода несимметризованного самосогласованного поля, который дает возможность учета сильного ангармонизма колебаний кристаллической решетки. Расчеты выполнены вплоть до температур потери устойчивости (точек спинодали) Ts. Проведено сравнение полученных результатов с имеющимися экспериментальными данными. Поведение некоторых характеристик рассмотрены в зависимости от числа атомов в молекуле. Используя критерий плавления Линдеманна, оценена возможная кривая плавления фуллерита C60.

Куликов В.А., Андреева М.С., Корябин А.В., Шмальгаузен В.И.
Метод лазерной диагностики параметров турбулентности.                                                             № 3, 2010

Предложен метод экспериментальной оценки параметров турбулентного слоя, основанный на анализе корреляций мод Цернике в лазерном пучке. Использована модель турбулентности фон Кармана-Татарского. Метод применен для интерпретации результатов эксперимента в жидкостной ячейке.

Труханова  М.И. Спиновые и поляризационные волны в системе нейтральных
парамагнитных частиц с собственным дипольным моментом.
                                                          № 3, 2010

С целью исследования неравновесных процессов в системах нейтральных парамагнитных частиц с собственным дипольным моментом дан вывод общей системы уравнений квантовой гидродинамики, исходя из многочастичного уравнения Шредингера. Получены уравнения баланса импульса, поляризации, плотности потока поляризации и динамики плотности магнитного момента, учитывающие спин-спиновые, диполь-дипольные и спин-орбитальные взаимодействия между частицами среды, а так же влияние короткодействующего потенциала взаимодействия. Поставлена и решена задача об определении спектра спиновых волн и волн поляризации в двумерной среде из нейтральных парамагнитных частиц с собственным дипольным моментом, в основу которых взят газ оксида азота. Учитывая наличие конечных размеров у молекул оксида азота, предсказано существование спиновых волн, зависящих от коэффициента деформации молекул. Предсказана возможность рождения новой волновой моды, обусловленной наличием собственного дипольного момента. Найден вклад спин-орбитального взаимодействия в дисперсию поляритонов и магнонов, распространяющихся в среде под действием внешнего возмущения в виде внешних электромагнитных полей.

ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ
В НАНОСТРУКТУРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛАХ

Александров А.Ф. Физическая электроника, наноматериалы,
нанотехнологии (введение в проблему).
                                                                     № 1, 2010

Показано, что логика развития физической электроники как строго детерминированной самостоятельной области физики привела ее к тому, что сегодня называется нанофизикой. Эта наука лежит в основе большого класса современных нанотехнологий, которые позволили синтезировать, изучить и практически использовать современные наноматериалы и наноструктуры в самых различных областях науки и техники: от наноэлектроники до медицины.

Александров А.Ф., Вавилин К.В., Кралькина Е.А., Павлов В.Б., Рухадзе А.А.
Перспективные источники плазмы для плазменных и ионно-лучевых нанотехнологий.                    № 2, 2010

Представлены источники плазмы для технологических применений, их апробации в технологии поверхностной модификации материалов. Обсуждены семейства исчточников плазмы для работы в условиях высокого вакуума, низкого и атмосферного давления. Выполнено сравнение ионно-пучковых технологий поверхностной модификации материалов, реализованных с помощью оригинальных источников плазмы.

Александров В. А., Сердобинцев А. А., Веселов А. Г. Детектирование
миллиметрового излучения на модифицированных тонких плёнках V,
выращенных в потоках низкотемпературной плазмы.
                                                                    № 3, 2010

Показана возможность модификации тонких плёнок V в концентрированных потоках низкотемпературной плазмы с помощью изменения условий роста в магнетронной распылительной системе на постоянном токе. Установлено, что контакт модифицированных различным образом плёнок V детектирует СВЧ-излучение, чувствительность экспериментальных образцов составила до 40 мВ/Вт в диапазоне 60 дБ.

Андреев А.А., Ермаков Ю.А., Патракеев А.С., Черныш В.С. Применение кластерных
ионов в нанотехнологии.
                                                                                                                № 1, 2009

Рассмотрена история развития исследований, связанных с получением пучков газовых кластерных ионов. Обсуждены физические принципы формирования пучков газовых ионов. Рассмотрены свойства пучков кластерных ионов, и кратко описана аппаратура для исследования взаимодействия газовых кластерных ионов с поверхностью твердых тел. Представлен обзор исследований по распылению поверхности под действием бомбардировки кластерными ионами. Показано, что основные характеристики распыления кластерными ионами сильно отличаются от распыления ионами мономеров. Приведены примеры применения кластерных ионов для модификации свойств поверхности твердых тел и пленок. Обсужден новый метод имплантации материала на малые глубины, основанный на использовании газовых кластерных ионов. Продемонстрировано, что пучки кластерных ионов открывают новые перспективы в современных нанотехнологиях, связанных с полировкой поверхности материалов и нанесением тонких пленок.

Бабаев В.Г., Гусева М.Б., Новиков Н.Д., Савченко Н.Ф., Хвостов В.В.
Лазерный синтез карбина из графита и аморфного углерода.                                                        № 1, 2010

Исследовано продуцируемое лазером ударно-волновое воздействие на образцы из пиролитического графита и аморфного линейно-цепочечного углерода (пленки толщиной 10 мкм). Образцы облучались неодимовым лазером с длиной волны 1,06 мкм в вакууме 0,3 Па, сохранялись и затем исследовались методами просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ) и Оже-спектроскопии. Энергия лазерного импульса составляла ~70 Дж, длительность 580 пс и интенсивность 440 ГВ/см2. В сохраненных образцах отмечено образование кристаллического карбина с параметрами решетки а = 0,516 и 0,533 нм. Выявлены различные механизмы роста микрокристаллов карбина в различных частях, подвергнутых облучению образцов и, соответственно, различные кристаллические структуры. Впервые обнаружены плотно упакованные кристаллы карбина, состоящие из линейных цепочек без изгибов, традиционно присущих карбиновым цепочкам, а также кристаллы с характерным размером ~10 мкм, что на порядок больше размеров, наблюдавшихся ранее. Данные электронной дифракции использовались для расчета распределения электростатического потенциала и построения модели структуры кристаллов карбина. В сохраненных образцах аморфного углерода также обнаружено небольшое количество ультрадисперсного алмаза.

Бабаев В.Г., Новиков Н.Д., Гусева М.Б., Хвостов В.В.,
Савченко Н.Ф., Коробова Ю.Г., Александров А.Ф.
Пленки линейно-цепочечного
углерода - упорядоченные ансамбли квантовых нитей - материал для наноэлектроники.
              № 1, 2010

Методом ионно-стимулированной конденсации углерода получены двумерно-упорядоченные структуры линейно-цепочечного углерода с уникальными электрофизическими анизотропными свойствами. На основе данных электронной и атомно-силовой микроскопии, электронной спектроскопии, спектров комбинационного рассеяния и характеристических потерь энергии электронов предложена модель атомной структуры, адекватная картинам электронной дифракции.

Вагин Д.В., Поляков О.П. Исследование магнитных свойств системы адатомCu
на поверхности
Au(111).                                                                                                                № 1, 2009

Проведено аналитическое исследование поведения магнитного момента в системе адатом Cu на поверхности благородного металла Au(111). Установлено влияние расстояния между адатомом и поверхностью на величину магнитного момента системы, и указаны причины такой зависимости.

Грушина Н.В., Зотов А.М., КороленкоП.В., Мишин  А.Ю. Отражающие свойства
многослойных систем Фибоначчи на основе наноструктурированного кремния.
                             № 2, 2010

Рассчитаны и сопоставлены характеристики отражения различных типов многослойных систем Фибоначчи на основе наноструктурированного кремния. Показано, что при достаточном контрасте показателей преломления слоев может быть обеспечено широкодиапазонное отражение излучения от системы, когда высокий коэффициент отражения достигается в широком интервале частот и в широком диапазоне углов падения излучения. С целью улучшения характеристик широкодиапазонного отражения предложено в соответствии со специально разработанным алгоритмом вводить линейное изменение толщин образующих слоев. Установлено, что в области широкодиапазонного отражения фаза отраженной волны весьма чувствительна к изменению оптических толщин слоев. Это указывает на возможность использования многослойных систем Фибоначчи в качестве эффективных модуляторов фазы.

Гусева М.Б., Бабаев В.Г., Хвостов В.В., Савченко Н.Ф. Управление процессом
формирования и структурой тонких пленок. Ионно-стимулированные процессы.
                            № 1, 2010

Проведены количественные исследования процесса формирования тонких пленок в условиях облучения медленными ионами инертных газов, и установлены закономерности влияния параметров ионного облучения на структуру и рост тонких пленок. Созданы физические основы ионной технологии пленочных материалов с заданной структурой и свойствами, безмасочного управления геометрией (рисунком) тонких слоев.

Гусева М.Б., Бабаев В.Г., Хвостов В.В., Савченко Н.Ф., Новиков Н.Д.,
Александров А.Ф.
Синтез новых наноформ углерода.                                                                 № 1, 2010

Представлен обзор работ по синтезу, экспериментальному и теоретическому исследованию новых аллотропных форм углерода, отличных от ранее известных (алмаза, графита, фуллеренов и нанотрубок) новым типом химических связей между атомами углерода. Это - нанофазы углерода, устойчивые в наноразмерной области: две формы линейно-цепочечного углерода - пленки и кристаллы, различающиеся по структуре, и углерод с ГЦК-структурой. Материалы, реализованные на их основе, обладают уникальными свойствами и находят разнообразные применения в различных областях науки, техники и медицины.

Доломатов М.Ю., Шуляковская Д.О., Ярмухаметова Г.У. Простые методы
определения электронной структуры материалов и молекул для наноэлектроники.
                       № 3, 2010

Обобщены простые методы определения электронной структуры (потенциалы ионизации и сродство к электрону) органических полупроводников и диэлектриков. В предлагаемых методах потенциал ионизации (ПИ) и сродство к электрону (СЭ) определены по интегральной силе осциллятора и по цветовым характеристикам растворов соединений. Данные зависимости подтверждены статистической обработкой данных.

Кудрявцев Ю.П., Бабаев В.Г., Гусева М.Б., Хвостов В.В., Савченко Н.Ф.,
Александров А.Ф.
  Карбин - третья аллотропная форма наноуглерода.                                       № 1, 2010

На основе данных электронной дифракции, электронной и колебательной спектроскопии в статье утверждено существование третьей аллотропной модификации линейно-цепочечного углерода на основе sp1-связи и его структурная модель. Особое внимание уделено интерпретации ИК- и КР-спектров карбина. Эта аллотропная модификация неустойчива в макросистеме, но обретает устойчивость в наноразмерной области. Синтезированные и обнаруженные в природе кристаллы карбина не превосходят 100 нм.

Милантьев В.П. Циклотронно-резонансное взаимодействие электронов
с электромагнитными волнами.
                                                                                                     № 2, 2010

Представлена релятивистская теория резонансного взаимодействия электронов с квазимонохроматическими электромагнитными волнами в дрейфово-эйкональном приближении на основе метода усреднения Боголюбова. Рассмотрено движение электронов при циклотронном резонансе в поле волн разных типов. Развита теория электронного циклотронного резонанса нагрева плазмы в магнитной ловушке пробочного типа.

Рогачев А.А., Ярмоленко М.А., Лучников П.А., Рогачев А.В. Морфология
и молекулярная структура наноразмерных композиционных плёнок
на основе полиэтилена, осажденных из газовой фазы.
                                                                   № 3, 2010

Определены особенности молекулярной структуры и морфологии тонких композиционных металл - полимерных и полимер - полимерных покрытий на основе полиэтилена, формируемых из активной газовой фазы и их изменения, протекающие при отжиге. Введение металлов вызывает снижение кристалличности формируемого полиэтиленового композиционного покрытия, изменяет соотношения ненасыщенных двойных связей. При отжиге таких покрытий образуются слоистые структуры.  При нагреве нанокомпозиционных слоев ПЭ - ПТФЭ наблюдается снижение содержания двойных ненасыщенных связей и кристалличности полиэтиленовой компоненты, уменьшение числа дефектов во фторопластовой компоненте композиционного покрытия.

Савченко Н.Ф., Гусева М.Б., Хвостов В.В., Бабаев В.Г. ГЦК-углерод ? уникальная
нанофаза углерода.
                                                                     № 1, 2010

Представлены результаты исследований нанофазы углерода с гранецентрированной кубической (ГЦК) решеткой. Комплексные исследования методами ПЭМ, ЭСХА, ОЭС, СХПЭ, ФЭС, ИК Фурье-спектроскопии показали, что эта нанофаза углерода имеет простую ГЦК-решетку с плотностью в два раза меньшей, чем у алмаза. Приведены также результаты расчета электронной структуры, устойчивости решетки и фононного спектра ГЦК-углерода, рассчитанные методом ЛКАО с учетом потенциала атом-атомного отталкивания и кулоновской корреляции (модель Хаббарда), хорошо согласующиеся с экспериментальными данными. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ГЦК-углерод - новая аллотропная наноформа, отличная от ранее известных форм углерода своей кристаллической решеткой, электронной структурой, типом гибридизации и электрофизическими свойствами.

Савченко Н.Ф., Хвостов В.В., Гусева М.Б., Нищак О.Ю., Александров А.Ф., Бабаев В.Г.
Линейно-цепочечный углерод и адсорбенты на его основе.                                                           № 2, 2010

Разработаны основы ресурсосберегающей технологии получения высокоэффективных адсорбентов с низкой себестоимостью на основе аморфного линейно-цепочечного углерода. Представлены результаты исследования материала методами просвечивающей электронной микроскопии, ЭСХА, ИК-спектроскопии. Приведены результаты измерения адсорбционных свойств по бензолу и водороду.

Хвостов В.В., Бабаев В.Г., Гусева М.Б., Савченко Н.Ф., Стрелецкий О.А.,
Коробова Ю.Г., Александров А.Ф.
Эмиссионные свойства
линейно-цепочечного углерода.
                                                                     № 1, 2010

Исследованы эмиссионные свойства холодного катода из линейно-цепочечного углерода (ЛЦУ). На основе углеродных микроволокон и порошка, приготовленного из них, изготовлен холодный катод с вольт-амперной характеристикой, отвечающей закону Шоттки с работой выхода 0,4 эВ при нулевом вытягивающем поле и 0,27 эВ при вытягивающем поле 2000 В/мм. Изучена структура волокнистого и порошкового ЛЦУ и ее изменения в процессе формирования и отжига. Показано, что определяющим фактором снижения работы выхода покрытия ЛЦУ является формирование наночастиц из взаимно разориентированных коротких углеродных цепочек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Атакищев О.И., Емельянов В.В., Емельянов В.М., Кривов Ю.Н.
Управление взаимозависимыми автокорреляционными параметрами
надежности межсоединений микро - и наноэлектронной аппаратуры
для проведения наноповерхностной низкотемпературной термодиффузии.
                                   № 2, 2010

Представлены результаты работы по обеспечению требуемых значений параметров надёжности межсоединений многослойных печатных плат (МПП) с учетом построения приборов автоматизированной системы управления технологическими процессами, применяемых с использованием автокорреляционных функций, установленных по результатам форсированных испытаний, с определением режимов процесса наноповерхностной термодиффузии.

Снигирев О.В., Солдатов Е.С., Крупенин В.А., Губин С.П., Колесов В.В.,
Хомутов Г.Б., Шорохов В.В., Трифонов А.С., Преснов Д.Е., Баранов Д.

Современные тенденции в развитии элементов вычислительных устройств post-CMOS эры.            № 1, 2009