Ю.Н. Гуськов1, Н.Ю. Жибуртович2
1 АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (Москва, Россия)
2 МАИ НИУ (Москва, Россия)
Проблема. Современный этап научно-технического развития России характеризуется нарастающей изоляцией страны, когда отсутствует возможность использования последних иностранных мировых достижений в области электронных компонентов, применяемых разработчиками при создании устройств, соответствующих мировому уровню или опережающих его на несколько лет. Тем не менее известные характеристики зарубежных передовых систем вводятся в технические задания (ТЗ) на новые опытно-конструкторские работы (ОКР). Данная работа не является догмой, претендующей на принятие на законодательном уровне размышлений авторов о том, как приходится проводить разработки новых образцов техники в условиях таких внешних ограничений, при которых традиционная задача конструирования сложных технических систем приобретает статус организационно-технической проблемы, имеющей особую актуальность.
Цель. Показать фундаментальную роль системного подхода к проектированию перспективных бортовых радаров при ограниченных ресурсах Разработчика.
Результаты. На основе анализа эволюции элементной базы бортовых радиолокационных систем по критерию «эффективность - стоимость» предложены рациональные варианты промышленного освоения новых технологий для активных фазированных антенных решеток (АФАР). Выделено приоритетное научно-техническое направление – коррекция приемов (принципов, способов и алгоритмов) построения бортового радиоэлектронного оборудования, использующего перспективную элементную базу АФАР. Отмечено, что наряду с развитием элементной базы первостепенной задачей является отработка системных вопросов проектирования радаров, где особое значение имеют высокая надежность и эксплуатационность образцов техники.
Практическая значимость. Реализация сформулированных предложений позволяет избегать грубых (принципиальных) ошибок уже на этапе формирования замысла перспективной бортовой радиолокационной системы и поддерживать заданный уровень ее эффективности на всем жизненном цикле.
Гуськов Ю.Н., Жибуртович Н.Ю. Основные направления конструирования бортовых радиолокационных систем и выбор элементной базы// Радиотехника. 2023. Т. 87. № 5. С. 93−101. DOI: https://doi.org/10.18127/j00338486-202305-10
- Большая советская энциклопедия. В 30-ти томах. Т. 23. М.: Советская энциклопедия. 1976.
- Жибуртович Н.Ю. Концептуальная модель многофункциональной авиационной радиолокационной системы // Вопросы радиоэлектроники. Сер. Радиолокационная техника (РЛТ). 2002. Вып. 1-2. С. 14-43.
- Гуськов Ю.Н., Жибуртович Н.Ю. Технология разработки БРЛС с АФАР // Вопросы радиоэлектроники. Сер. Радиолокационная техника (РЛТ). 2014. Вып. 3. С. 25-57.
- Гуськов Ю.Н., Жибуртович Н.Ю. Основные направления развития бортовых АФАР на пути к умной обшивке летательного аппарата // Радиопромышленность. 2015. № 4. С. 25-43.
- Гуськов Ю.Н., Жибуртович Н.Ю. Эволюция радаров «Фазотрона» - от прицелов к интегрированным радиоэлектронным системам // Радиотехника. 2017. № 8. С. 11-18.
- Гуськов Ю.Н., Жибуртович Н.Ю. Современная концепция обеспечения надежности боевой авиационной техники // Материалы ХIII Всеросс. науч.-технич. конф. «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского». М.: ИД Академии им. Н.Е. Жуковского. 2016. С. 268-279.
- Торгашин С.И. Состояние и перспективы развития рынка МЭМС и технологии их корпусирования // Труды Междунар. симпозиума «Надежность и качество». Пенза: Пензенский гос. ун-т. 2012. Т 1. С. 98-102.
- Гуськов Ю.Н., Жибуртович Н.Ю. Технология разработки БРЛС с АФАР. Опыт проектирования и перспективы развития. Материалы ХIV Всеросс. науч.-технич. конф. «Научные чтения по авиации, посвящённые памяти Н.Е. Жуковского».
М.: ИД Академии им. Н.Е. Жуковского. 2017. С. 399-416.