350 руб
Журнал «Радиотехника» №7 за 2022 г.
Статья в номере:
Определение плановых координат воздушного судна по измерениям пеленга неизвестного источника помехового излучения
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j00338486-202207-15
УДК: 621.391.8
Авторы:

В.В. Кирюшкин1, С.И. Бабусенко2, А.В. Журавлев3, А.В. Смолин4

1-4 АО НВП «ПРОТЕК» (г. Воронеж, Россия)

Аннотация:

Постановка проблемы. Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) - основное средство высокоточного навигационного обеспечения полетов воздушных судов. Однако наличие мощного радиоэлектронного противодействия ГНСС противника приводит к нарушению измерения координат в навигационной аппаратуре потребителей (НАП) ГНСС. Один из подходов к решению задачи определения координат воздушного судна, оборудованного НАП ГНСС, в условиях мешающего воздействии на эту систему неизвестного источника помех основан на измерении на борту воздушного судна направления на источник помех и использовании этой информации для установления своего местоположения.

Цель. Представить способ определения плановых координат воздушного судна в условиях воздействия помехового сигнала от неизвестного источника помех, нарушающего прием сигналов от ГНСС, на основе информации о направлении на источник помех.

Результаты. Предложен способ определения плановых координат воздушного судна в условиях нарушения работы ГНСС помеховым сигналом, основанный на получении координат неизвестного источника помех по измерениям его пеленга на борту воздушного судна в двух точках с координатами, измеренными НАП ГНСС, и дальнейшем установлении координат воздушного судна по вычисленным координатам источника помех и измерениям его пеленга в двух точках, лежащих на одном курсе полета. Поведена оценка эффективности данного способа методом имитационного компьютерного моделирования, которая показала, что его эффективность во многом будет зависеть от точности измерения угловых параметров на борту воздушного судна.

Практическая значимость. В результате проведенного имитационного компьютерного моделирования установлено, что при измерении пеленга с погрешностью 0,01° точность установления местоположения воздушного судна будет соизмеримой с точностью НАП ГНСС и составит 30-50 м, а при использовании менее точного радиопеленгатора с погрешностью измерения угла 0,1° погрешность определения плановых координат будет равна 250-300 м, что соизмеримо с точностью локальных радионавигационных систем, например, радиотехнической системы ближней навигации.

Страницы: 93-99
Для цитирования

Кирюшкин В.В., Бабусенко С.И., Журавлев А.В., Смолин А.В. Определение плановых координат воздушного судна по из-мерениям пеленга неизвестного источника помехового излучения // Радиотехника. 2022. Т. 86. № 7. С. 93-93.
DOI: https://doi.org/10.18127/j00338486-202207-15

Список источников
  1. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования/ Под ред. А.И. Перова, В.Н. Харисова. Изд. 4-е, прераб. и доп.
    М.: Радиотехника. 2010. 800 c.
  2. Шебшаевич В.С., Дмитриев П.П., Иванцевич Н.В. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / Под ред.
    П.П. Дмитриева, В.С. Шебшаевича. М.: Радио и связь. 1982. 272 с.
  3. Тяпкин В.Н., Гарин Е.Н. Методы определения навигационных параметров подвижных средств с использованием спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС. Красноярск: Сиб. федер. ун-т. 2012. 260 с.
  4. Радионавигационный план Российской Федерации, утвержденный приказом Минпромторга России от 4 сентября 2019 г.
    № 3296. М. 2019.
  5. Мельников Ю.П., Попов С.В. Радиотехническая радиоразведка. Методы оценки эффективности местоопределения источников излучения. М.: Радиотехника, 2008. 432 с.
  6. Южаков В.В. Современные методы определения местоположения источников электромагнитного излучения // Зарубежная радиоэлектроника. 1987. № 8. С. 67-79.
Дата поступления: 19.05.2022
Одобрена после рецензирования: 27.05.2022
Принята к публикации: 28.06.2022