В.В. Кирюшкин1, С.С. Ткаченко2, Е.Э. Стряпчев3, Д.А. Черепанов4
1 АО НВП «ПРОТЕК» (г. Воронеж, Россия)
2−4 ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж, Россия)
Постановка проблемы. Одна из основных информационных систем комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) − система координатно-временного навигационного обеспечения. Ключевым элементом этой системы является навигационная аппаратура потребителей (НАП) глобальной навигационной спутниковой системы БЛА, которая в процессе эксплуатации подвергается воздействию дестабилизирующих факторов. Среди дестабилизирующих факторов особую опасность представляют преднамеренные имитационные помехи, воздействие которых на НАП приводит к скрытому отказу, не обнаруживаемому штатными средствами технического диагностирования. Поэтому задача повышения достоверности технического диагностирования НАП в условиях воздействия преднамеренных имитационных помех является актуальной.
Цель. Предложить методику технического диагностирования НАП как составной части системы координатно-временного навигационного обеспечения БЛА в условиях воздействия преднамеренных имитационных помех.
Результаты. Разработана методика технического диагностирования НАП БЛА, которая основана на комплексной обработке информации, поступающей от НАП и внешних источников информации. Показано, что предложенная методика обеспечивает заданную достоверность технического диагностирования, определяемую условной вероятностью необнаруженного отказа не более 10−7 за время существенно меньшее интервала времени, определенного требованиями к целостности глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Практическая значимость. Разработанная методика может быть использована для совершенствования математического обеспечения встроенной автоматической системы технического диагностирования системы координатно-временного навигационного обеспечения комплексов с БЛА, что позволит на практике повысить достоверность технического диагностирования НАП ГНСС в условиях воздействия преднамеренных имитационных помех.
Кирюшкин В.В., Ткаченко С.С., Стряпчев Е.Э., Черепанов Д.А. Методика технического диагностирования навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы беспилотного летательного аппарата с использованием информации от внешних источников // Радиотехника. 2021. Т. 85. № 6. С. 67−76. DOI: https://doi.org/10.18127/j00338486-202106-12
- Молчанов А.С. Иконические системы воздушной разведки. Основы построения, оценка качества и их применение в комплексах с БЛА: Учебник. Волгоград: Панорама. 2017. 216 с.
- Панков С.Е. Роль военных технологий в развитии системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации // Федеральный справочник. Оборонно-промышленный комплекс России. 2015. Т. 10. С. 441−446.
- Фетисов В.С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние. Уфа: ФОТОН. 2014. С. 104−113.
- Перов А.И., Харисов В.Н. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования. М.: Радиотехника. 2005. С. 476−480.
- Радионавигационный план Российской Федерации, утвержденный приказом Минпромторга России от 4 сентября 2019 г. № 3296. М. 2019. C. 106−112.
- Романов А.С., Турлыков П.Ю. Исследование влияния имитирующих помех на аппаратуру потребителей навигационной информации // Труды МАИ. 2016. Вып. 86. 8 с.
- ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения. М. 2009. 9 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учебник. Изд. 9-е, стер. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 576 с.
- Тихонов В.И., Харисов В.Н. Статистический анализ и синтез радиотехнических устройств и систем: Учеб. пособие для вузов. Изд. 3-е. М.: Горячая линия – Телеком. 2015. С. 298−328.