А.Н. Шевцов 1
1 Юго-Западный государственный университет (г. Курск, Россия)
1 aleksey_shevtsov95@mail.ru
Постановка проблемы. Деятельность структурных подразделений международной организации гражданской авиации направлена на разработку эффективных средств и методов, которые обеспечивают безопасность полетов летательных аппаратов в гражданской авиации. Достаточно весомым фактором в данной ситуации является создание, проектирование и внедрение на судне систем и средств, позволяющих обеспечить качественный информационный обмен воздушного судна (ВС) с диспетчерским пунктом непосредственно в режиме полета. Информация, передаваемая с ВС, содержит различные сведения о технически исправном состоянии основных его узлов: функционирование турбин, работа двигателей, параметры полета такие, как скорость, крен, тангаж, рыскание, давления за бортом и внутри ВС (во время полета), а также запас всех жидкостей, в том числе топливных. В настоящее время информация с ВС передается через наземные вышки связи, которые покрывают лишь ограничен- ную часть территории земной поверхности. Для устранения слепых зон, в которых отсутствует передача полетной информации (АЗН-В) полного покрытия территории Земли, необходим эффективный способ передачи (ретрансляции) информации с ВС на Землю. Одним из вариантов передачи информации с ВС на Землю могут выступать спутниковые группировки.
Цель. Разработать методику оценки энергетического потенциала каналов связи «ВС – спутник» и «спутник – Земля», позволяющую соотносить расчеты и проводить экспертные оценки по единым правилам.
Результаты. Предложена методика, позволяющая учитывать энергетический потенциал указанных выше радиолиний в прямом и обратном направлениях, а также проводить энергетический анализ каналов связи. В соответствии с предложенной методикой проведен расчет отношения сигнал/шум на входе демодулятора земной станции, которое оказалось равным 10,838 дБ. По графику зависимости вероятности битовой ошибки от среднего отношения сигнал/шум с учетом рассчитанного соотношения установлено, что обеспечивается необходимый прием сигналов с вероятностью битовой ошибки на символ не ниже 10−6.
Практическая значимость. Представленная методика расчета спутникового радиоканала на трассе «ВС − спутник − Земля» позволяет на основании полученных данных повысить точность эшелонирования ВС, корректировать действия экипажа в режиме полета и снизить вероятность возникновения ошибок экипажа при управлении ВС.
- Саранский Ю.Н. и др. Аэронавигация: Учеб. пособие. СПб: Санкт-Петербурский государственный университет гражданской авиации. 2013. 325 с.
- Кантор Л.Я. Системы спутниковой связи. М.: Радио и связь. 1992.
- Аболиц А.И. Системы спутниковой связи. Основы структурно-параметрической теории и эффективность. М.: Связь. 2013. 424 c.
- Спутниковая связь и вещание / Под ред. Л.Я. Кантора. Изд. 2-е. М.: Радио и связь. 1988.
- Новиков В. Безопасность полетов авиации обеспечивают спутники связи и навигации. Новые возможности. [Электронный ресурс] // URL: http://www.tssonline.ru/ (Дата обращения 10.05.2019).
- Скляр Б. Цифровая связь. Теоретические основы и практическое применение: Пер. с англ. Изд. 2-е изд. М.: ИД «Вильямс». 2003. 1104 с
- Бородич С.В. Антенны и фидеры. Передача информации по каналам связи. Контроль и измерения в технике связи. М.: НИИР. 2017. 100 c.
- Сомов А.М., Корнев С.Ф. Спутниковые системы связи: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Сомова. М.: Горячая линия–Телеком. 2012. 244 с.