О.Н. Скрыпник 1, Е.Е. Нечаев 2, Р.О. Арефьев 3, Н.Г. Арефьева 4
1 Белорусская государственная академия авиации (г. Минск, Республика Беларусь)
2 Московский государственный технический университет гражданской авиации (Москва, Россия)
3,4 Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
(Иркутск, Россия)
1 skripnikon@yandex.ru; 2 eenetchaev@mail.ru; 3 seven7772009@yandex.ru
Постановка проблемы. На современном этапе развития Global Satellite Navigation Systems (GNSS) обладают недостаточными целостностью, помехоустойчивостью, а в ряде случаев – и точностью навигационного поля, что снижает эффективность их применения для решения задач посадки воздушных судов (ВС).
Цель. Повысить точность интегрированного навигационного поля GNSS путем использования мобильных псевдоспутников, установленных на беспилотных летательных аппаратах (БЛА).
Результаты. Для достижения наивысшей точности создаваемого интегрированного навигационного поля GNSS предложен новый подход, основанный на оптимизации траекторий полета БЛА. Задача нахождения оптимальных траекторий БЛА с размещенными на них псевдоспутниками решена с использованием метода Хука−Дживса. В качестве критерия оптимизации предложен минимум геометрического фактора (ГФ) в точках гибкой траектории посадки воздушного судна.
Практическая значимость. Исследованы особенности формирования оптимальных траекторий БЛА при различных вариантах их применения, а также при использовании в качестве критериев оптимизации различных составляющих ГФ. Даны практические рекомендации по выбору критерия оптимизации, определены ограничения на условия применения БЛА с размещенными на них псевдоспутниками.
Скрыпник О.Н., Нечаев Е.Е., Арефьев Р.О., Арефьева Н.Г. Применение аэромобильных псевдоспутников для повышения точности спутниковой системы навигации // Радиотехника. 2020. Т. 84. № 12(23). С. 20−29. DOI: 10.18127/j00338486-202012(23)-03.
- Скрыпник О.Н. Радионавигационные системы аэропортов и воздушных трасс. М.: Инфра-М. 2020. 325 с.
- Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN). Doc. 9613. AN/937. Изд. 4-е. Международная организация гражданской авиации. 2013. 444 с.
- Global Navigation Satellite System (GNSS) Manual. Doc. 9849. AN/457. 2-nd edition. ICAO. 2013. P. 90.
- Бабуров В.И., Васильева Н.В., Иванцевич Н.В., Панов З.А. Использование навигационных полей точности спутниковых радионавигационных систем и сетей. СПб: Издательство «Агентство РДК-Прин». 2005. 264 c.
- Балов А.В., Геворкян А.Г. Псевдоспутники в локальных системах расширения функциональных возможностей СРНС. Аналитический обзор. СПб: РИРВ. 2002. № 27. 26 с.
- Бабуров В.И., Васильева Н.В., Иванцевич Н.В. Исследование точности навигационных определений летательных аппаратов по системе ГЛОНАСС и псевдоспутникам в арктическом регионе России // Сб. трудов «Региональная информатика и информационная безопасность». СПб: СПОИСУ. 2016. № 2. С. 340−344.
- Борсоев В.А., Галеев Р.Г., Гребенников А.В., Кондратьев А.С. Использование псевдоспутников группировки ГЛОНАСС/GPS в системах посадки воздушных судов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 164. С. 17–24.
- Нигруца И.В., Гребенников А.В., Казанцев М.Ю. Система посадки по сигналам псевдоспутников // Вестник СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева. 2012. № 1. С. 96−99.
- Арефьев Р.О., Арефьева Н.Г., Скрыпник О.Н. Совершенствование аэронавигационного обеспечения этапа посадки путем оптимизации размещения псевдоспутников ГЛОНАСС // Труды МАИ. 2017. № 92. С. 28.
- Jones M. Army pseudolites: What, why and how? GPS World. August 9. 2017.
- Скрыпник О.Н., Арефьев Р.О. Оптимизация траектории мобильного псевдоспутника для повышения точности интегрированного навигационно-временного поля ГЛОНАСС // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 2. С. 51−58.