И.В. Трундаев1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
1 ivan_t98@mail.ru
Постановка проблемы. На сегодняшний день актуальной является проблема управления движущимся объектом в трехмерном пространстве для достижения заданной окрестности цели в условиях отсутствия точной информации о координатах цели. При этом возникают следующие ограничения: через определенные промежутки времени объект получает координаты цели с некоторой ошибкой ε, объект управления ограничен в маневре, время на движение ограничено.
Цель. Выяснить, при каком алгоритме объект управления будет быстрее достигать заданной окрестности цели, а при одинаковом времени решения задачи определить, при каком алгоритме объект будет находиться ближе к цели.
Результаты. Предложены методы плавного управления движением объекта в трехмерном пространстве к целевой точке. Проанализированы методы эффективного достижения объектом заданной окрестности цели. Отмечено, что методы адекватного воздействия основаны на нечетких множествах и теории вероятностей. Ориентация объекта описана через кватернионы. Показано моделирование траекторного движения к цели. Разработана программа реализации движения на основе предложенных методов в реальном времени.
Практическая значимость. Решение задачи может представлять интерес, когда получаемая информация о данных цели с некоторой ошибкой ε не является достаточной, чтобы сделать адекватный вывод о параметрах распределения ε для эффективного решения задачи при имеющихся условиях. Это может происходить из-за малого количества данных, из-за большей дисперсии ошибки ε относительно заданной окрестности цели.
Трундаев И.В. Моделирование траекторного движения к цели в условиях неопределенности // Нелинейный мир. 2024. Т. 22. № 4. С. 70–79. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700970-202404-09
- Дружинина О.В., Масина О.Н. О подходах к анализу устойчивости нелинейных динамических систем с логическими регуляторами // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 2. С. 40–49.
- Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Нечеткая модель ситуационного управления параметрами полета автономного беспилотного летательного аппарата в условиях неопределенности // Мехатроника, автоматизация, управление. 2021. Т. 22. № 12. С. 650–659.
- Козадаев К.В. Кватернионный базис для алгоритма бесплатформенной инерциальной навигационной системы БПЛА // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия С. Фундаментальные науки. 2020. № 4. С. 10–14.
- Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Планирование поведения интеллектуального беспилотного летательного аппарата в недоопределенной среде. Часть I. Структура и применение фрейм-микропрограмм поведения // Искусственный интеллект и принятие решений. 2018. № 2. С. 73–83.
- Gürsoy-Demir H., Efe M. Ö. Adaptive second order sliding mode guidance law for missile-target interception with fuzzy logic system. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part G: Journal of Aerospace Engineering. 2023.
V. 237. № 11. P. 2665-2676. - Mammadova K., Hamzayev S. Motion trajectory planning of a mobile robot flying in a fuzzy environment. Scientific Collection «InterConf+». 2023. № 33 (155). P. 375–385.
- Li H. et al. A target damage effectiveness assessment mathematical calculation method with uncertain information based on an adaptive fuzzy neural network. International Journal of Intelligent Systems. 2023. V. 2023.
- Bobrow F. et al. The Cubli: modeling and nonlinear attitude control utilizing quaternions. IEEE Access. 2021. V. 9.
P. 122425–122442. - Tong M. et al. A model-free fuzzy adaptive trajectory tracking control algorithm based on dynamic surface control. International Journal of Advanced Robotic Systems. 2020. V. 17. № 1. P. 1729881419894417.
- Awad N. et al. Model predictive control with fuzzy logic switching for path tracking of autonomous vehicles. ISA transactions. 2022. V. 129. P. 193–205.
- Abdelwahab M. et al. Trajectory tracking of wheeled mobile robots using z-number based fuzzy logic. IEEE Access. 2020. V. 8. P. 18426–18441.
- Liang X. et al. Three‐dimensional trajectory tracking of an underactuated AUV based on fuzzy dynamic surface control. IET Intelligent Transport Systems. 2020. V. 14. № 5. P. 364–370.
- Mai T. A. et al. A combined backstepping and adaptive fuzzy PID approach for trajectory tracking of autonomous mobile robots. Journal of the Brazilian Society of Mechanical Sciences and Engineering. 2021. V. 43. P. 1–13.
- URL: https://github.com/air-labs/AIML (дата обращения: 20.05.2024).