О.В. Дружинина1, И.В. Макаренкова2, В.В. Максимова3
1–3 Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН (Москва, Россия)
1 ovdruzh@mail.ru; 2 imakarenkova@ipiran.ru; 3 vmaksimova@mail.ru
Постановка задачи. Аналитическое и компьютерное исследования динамических моделей ремонта и эксплуатации технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, относятся к актуальным проблемам, связанным с обеспечением безопасности и устойчивости движения, с разработкой цифровых двойников и совершенствованием систем мониторинга и диагностики. Анализ моделей, описываемых различными типами многомерных нелинейных дифференциальных уравнений, требует привлечения современных методов теории динамических систем, численной оптимизации и компьютерной алгебры.
Цель. Провести качественный и численный анализ математических моделей организационно-технологических процессов (ОТП) на железнодорожном транспорте, а также синтез новых управляемых моделей ОТП.
Результаты. Предложены нестационарные обобщения двумерной динамической модели, описывающей процесс ремонта технических средств железнодорожного транспорта. Рассмотрены различные случаи использования постоянных и зависящих от времени параметров. Изучен случай линейных и экспоненциальных зависимостей параметров от времени. Для изучаемых моделей получены траектории с учетом варьирования постоянных параметров, а также выбора параметрических зависимостей, представлен сравнительный анализ полученных результатов. Предложена постановка задачи оптимального управления количеством ремонтируемых и отремонтированных железнодорожных вагонов. Охарактеризованы перспективные методы решения указанной задачи с привлечением численных методов оптимизации, в том числе инспирированных природой.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при построении и анализе математических моделей динамических систем, в задачах численного моделирования транспортных систем и технологических процессов, оптимизации численности транспортных средств и совершенствования перевозочного процесса, а также в задачах создания цифровых двойников в транспортной отрасли.
Дружинина О.В., Макаренкова И.В., Максимова В.В. Исследование нестационарных динамических моделей организационно-технологического процесса ремонта технических средств железнодорожного транспорта // Нелинейный мир. 2024. Т. 22. № 2. С. 5-17. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700970-202402-01
- Чуличков А.И. Математические модели нелинейной динамики. Изд. 2-е. М.: Физматлит. 2003.
- Тимошенко Д.В. Математическое моделирование нелинейных динамических систем // Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный ун-т. 2019.
- Ручкин К.А. Современные методы и алгоритмы прогнозирования нелинейных динамических систем // Изв. ТРТУ. 2005. № 10(54). С. 36–44.
- Шабанова В.Г., Мамедова Т.Ф. Каледин О.Е. Оптимизация процесса управления динамикой нелинейной системы и ее численная реализация // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. Т. 6. № 1. С. 140–152.
- Русских С.В., Шклярчук Ф.Н. Численное решение систем нелинейных дифференциальных уравнений второго порядка с переменными коэффициентами одношаговым методом Галеркина // Компьютерные исследования и моделирование. 2023. Т. 15. № 5. С. 1153–1167.
- Масина О.Н., Петров А.А., Дружинина О.В. Использование высокоуровневых языков программирования для решения задач моделирования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. 2023.
- Трубецков Д.И. Феномен математической модели Лотки–Вольтерры и сходных с ней // Изв. вузов. Сер. Прикладная нелинейная динамика. 2011. № 2. С. 69–88.
- Алмасри А., Цибулин В.Г. Анализ динамической системы «жертва – хищник – суперхищник»: семейство равновесий и его разрушение // Компьютерные исследования и моделирование. 2023. Т. 15. № 6. С. 1601–1615.
- Гиричева Е.Е. Влияние направленных перемещений хищника на формирование пространственных структур в модели трехвидового сообщества с учетом всеядности хищника // Компьютерные исследования и моделирование. 2023. Т. 15. № 6. С. 1617–1634.
- Нгуен Б.Х., Ха Д.Т., Цибулин В.Г. Мультистабильность для системы трех конкурирующих видов // Компьютерные исследования и моделирование. 2022. Т. 14. № 6. С. 1325–1342.
- Пых Ю.А. Обобщенные системы Лотки–Вольтерра: теория и приложения. СПб.: СПбГИПСР. 2017.
- Туранов Х.Т., Чуев Н.П., Портнова О.Ю. Численное моделирование движения грузовых вагонов на подъездных путях промышленных предприятий в Maple // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2013. № 12. С. 7–14.
- Туранов Х.Т., Чуев Н.П., Портнова О.Ю. Математическое моделирование движения грузовых вагонов на подъездных путях предприятия. Наука и техника транспорта. 2013. № 1. С. 26–42.
- Чуев Н.П., Скрипай А.С. Аналитические исследования динамики численности подвижного состава // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1 (21). С. 4–13.
- Чуев Н.П., Горохова К.О. О некоторых дифференциальных моделях износа и ремонта технических средств железнодорожного транспорта // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2015. №3(27). С. 4–13.
- Туранов Х.Т., Илесалиев Д.И. Исследование математической модели обеспечения вагонами зерноэлеваторов // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2020. № 5. С. 37–40.
- Дружинина О.В., Макаренкова И.В., Максимова В.В. Построение и компьютерное исследование математических моделей ремонта и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта // Нелинейный мир. 2023.
Т. 21. № 1. С. 5–12. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700970-202301-01. - Железняков А.О., Сидорчук В.П., Подрезов С.Н. Имитационная модель системы технического обслуживания и ремонта радиоэлектронного оборудования // Труды МАИ. 2022. № 123. С. 635–659.
- Клюева А.Р. Исследование и оценка состояния технических объектов на основе компьютерного моделирования // Инженерный вестник Дона. 2018. №4 (51). 12 с.
- Карасев С. В., Осипов Д.В., Сивицкий Д.А. Математическое моделирование систем и процессов на транспорте. Новосибирск: СГУПС. 2020.
- Куликов М.Ю., Кузютин А.С., Дыбо М.И. Разработка математической модели технологической системы вагоноремонтного предприятия // Транспортное машиностроение. 2018. № 6 (67). С. 38–45.
- Шестаков А.А., Дружинина О.В. Разработка системных моделей безопасности движения рельсовых экипажей // Наукоемкие технологии. 2013. Т. 14. № 6. С. 66–71.
- Чуев Н. П., Портнова О.Ю. Мониторинг рисков и механизмы управления ими при обеспечении промышленных предприятий региона подвижным составом // Транспорт Урала. 2013. № 4(39). С. 61–70.
- Портнова О.Ю. Риск-менеджмент в сфере обеспечения промышленных предприятий подвижным составом // Наука и техника транспорта. 2014. № 1. С. 21–36.
- Белоусов В.В., Дружинина О.В., Корепанов Э.Р., Макаренкова И.В., Максимова В.В. Подход к оценке технического состояния элементов и узлов транспортных систем с применением методов нейросетевого моделирования и технологии цифровых двойников // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2021. Т. 23. № 5. С. 5–20. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998554-202105-01.
- Прохоров А., Лысачев М. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт / Науч. ред. А. Боровков. М.: ООО «АльянсПринт». 2020.
- Карпенко А.П. Современные алгоритмы поисковой оптимизации. Алгоритмы, вдохновленные природой. Изд. 2-е. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2016.
- Петров А.А., Дружинина О.В., Масина О.Н., Щербаков А.В. Задача поиска оптимальных траекторий для управляемой популяционной модели, учитывающей конкуренцию и миграцию // Ученые записки УлГУ. Сер. Математика и информационные технологии. 2020. № 2. С.41–54.
- Demidova A.V., Druzhinina O.V., Masina O.N., Petrov A.A. Computer research of the controlled models with migration flows // CEUR Workshop Proceedings. 2020. V. 2639. P. 117–129.
- Demidova А.V., Druzhinina О.V., Jacimovic M, Masina O.N., Мijajlovic N., Olenev N., Petrov A.A. The generalized algorithms of global parametric optimization and stochastization for dynamical models of interconnected populations // Lecture Notes in Computer Science (LNCS). Springer. 2020. V. 12422. P. 40–54.