С.В. Маркова1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия)
Постановка проблемы. В настоящее время происходит переход от среды, ориентированной на получение диплома, к среде, которая в большей степени ориентирована на непрерывное образование людей. Снижение фактора высокой уязвимости персональных данных пользователей возможно за счет реализации в системе высшего образования технологии блокчейн.
Цель. Исследовать возможность реализации одноранговой блокчейн-сети для повышения безопасности распространения учетных данных студентов c возможностью личного контроля.
Результаты. Визуализирована модель одноранговой блокчейн-сети. Проведены исследования параметров централизованной и децентрализованной сети обработки данных. Показано, что конфиденциальность данных в децентрализованной системе (блокчейн-сети) на порядок выше, чем в централизованной.
Практическая значимость. Технология распределенного реестра (блокчейн) позволит устранить хранение архивов в системе высшего образования. Данные могут храниться в единой сети с возможностью быстрого доступа к ним с высоким уровнем надежности хранения и информационной безопасности.
Маркова С.В. Разработка и исследование имитационной модели одноранговой блокчейн-сети для хранения учетных данных студентов // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2023. T. 25. № 5. С. 34-40. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998554-202305-05
- Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bitcoin.org/bit-coin.pdf, дата обращения 18.05.2023.
- Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6.
С. 121–136. - Салех Х.М., Джонов А.Т. Сравнительный анализ блокчейн-платформ // Динамика сложных систем – XXI век. 2019. Т. 13.
№ 3. С. 27–34. DOI 10.18127/j19997493-201903-04. - Hernandez-De-menendez M., Escobar Díaz C., Morales-Menendez R. Technologies for the future of learning: state of the art // International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2020. V. 14. № 2. P. 683–695. DOI 10.1007/s12008-019-00640-0.
- Kamisalic A., Turkanović M., Mrdovic S., Hericko M. A Preliminary Review of Blockchain-Based Solutions in Higher Education // Learning Technology for Education Challenges. Springer, Cham. 2019. P. 114–124. DOI 10.1007/978-3-030-20798-4_11.
- Vidal F., Gouveia F., Soares C. Analysis of Blockchain Technology for Higher Education // International Conference on Cyber-Enabled Distributed Computing and Knowledge Discovery. Guilin, China. 2019. P. 28–33. DOI 10.1109/CyberC.2019.00015.
- Будзко В.И., Мельников Д.А. Информационная безопасность и блокчейн // Системы высокой доступности. 2018. Т. 14. № 3. С. 5-11. DOI 10.18127/j20729472-201803-02.
- Shmatko O., Borova T., Yevseiev S., Milov O. Tokenization of educational assets based on blockchain technologies // ScienceRise: Pedagogical Education. 2021. № 3(42) P. 4–10. DOI 10.15587/2519-4984.2021.232321.
- Fedorova E.P., Skobleva E.I. Application of Blockchain Technology in Higher Education // European Journal of Contemporary Education. 2020. V. 9. № 3. P. 552–571. DOI 10.13187/ejced.2020.3.552.
- Caldarelli G., Ellul J. Trusted Academic Transcripts on the Blockchain: A Systematic Literature Review // Applied Sciences. 2021. V. 11. № 4. P. 1842. DOI 10.3390/app11041842.
- Kiffer L., Levin D., Mislove A. Stick a fork in it: Analyzing the Ethereum network partition // Proceedings of the 16th ACM Workshop on Hot Topics in Networks. 2017. P. 94–100. DOI 10.1145/3152434.3152449.
- Gencer A.E., Basu S., Eyal I., van Renesse R., Sirer E.G. Decentralization in Bitcoin and Ethereum Networks // Financial Cryptography and Data Security. 2018. Springer, Berlin, Heidelberg. P. 439–457. DOI 10.1007/978-3-662-58387-6_24.