Н.В. Панов1, И.Б. Комков2, А.В. Савельев3, Н.А. Логинова4
1,4 ФГБУН Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (Москва, Россия);
2 Спортивный клуб «КАНКУ» (ТиНАО, Москва, Россия);
3 Патентное агентство «©Уникально честное патентование» (Москва, Россия);
Постановка проблемы. Возможность приобретения и передачи свойств через взаимодействие с пространством реализуется в различных видах искусства по-разному. Например, в боевых искусствах Востока (БИВ) такая возможность организуется при помощи многоуровневой логики системы ограничений. Поэтому БИВ не только необходимы для мирового искусства как новейшая жизнеспособная система, но они также являются фундаментом для создания искусственного интеллекта (ИИ), способного к творчеству.
Цель. Выявить принципы, объединяющие различные виды искусства и тем самым дающие возможность создания творческого ИИ.
Результаты. Для любого вида искусства с точки зрения тектоники С.Б. Никритина, которая основывается на организационной науке А.А. Богданова (тектологии), характерны всеобщие принципы, которые можно вычленить в каждом виде искусства. Боевые искусства Востока (на примере каратэ) обладают всеми характеристиками, присущими искусству и творчеству в целом, в которых можно выделить принципы, позволяющие комбинировать и активно использовать их в различных сочетаниях. Практическая значимость. Практическое использование подходов в БИВ возможно с учетом работы обратной связи, в основе которой лежит возможность построения иммунизированных движений. Эти движения важны для робототехники, в том числе и для ИИ, поскольку она не допускают отклонений от заданной траектории или поставленных задач. Кроме того, творческий подход в БИВ может использоваться для формирования личности индивидуума, так как осознанный выбор элемента возможен исключительно при наличии технического иммунитета или элемента сознания системы, а пространственноплоскостное взаимодействие может обеспечить восприятие требуемых параметров системы.
Панов Н.В., Комков И.Б., Савельев А.В., Логинова Н.А. Осознание искусства нейронными сетями, организуемое посредством взаимодействия иммуноэлементов системы с пространством // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2021. T. 23. № 4. С. 50−62. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998554-202104-05
- Пушкарев А.В. Творчество и искусственный интеллект: постановка проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-1. С. 93-96.
- Gatys L.A., Ecker A.S., Bethge M. A neural algorithm of artistic style // Computer Science. 2015. arXiv: 1508.06576 3. Audry S., Ippolito J. Can artificial intelligence make art without artists? Ask the viewer // Arts. 2019. V. 8(1). Article 35.
- Hong J.-W., Curran N.M. Artificial intelligence, artists, and art: attitudes toward artwork produced by humans vs. artificial intelligence // ACM Transactions on multimedia computing, communications, and applications. 2019. V. 15. Iss. 25. Article 58. P. 1-16.
- Kim P. Convolutional neural network. In: MATLAB Deep Learning. Apress, Berkeley, CA, 2017. P. 121–147. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4842-2845-6_6
- Ouyang X., Zhou P., Li C.H., Liu L. Sentiment analysis using convolutional neural network // IEEE International conference. 2015. DOI: 10.1109/CIT/IUCC/DASC/PICOM.2015.349
- Zhang Y., Pardo B.A., Duan Z. Siamese style convolutional neural networks for sound search by vocal imitation // IEEE/ACM Transactions on audio speech and language processing. 2019. V. 27. Iss. 2. P. 429–441.
- Богданов А.А. Тектология. М.: Академический Проект, Трикста. 2019. 712 с.
- Пчелкина Л.Р. Соломон Никритин – художник и теоретик. К вопросу о разработке Тектонического исследования живописи // Искусствознание. 2014. № 3-4. С. 342–355.
- Пчелкина Л.Р. Биомеханика движения и звука в Проекционном театре Соломона Никритина // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. № 1. С. 105–129.
- Блинова Е.К. Восприятие ордерных композиций как построение моделей пространств // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 92–104.
- Панов Н.В., Комков И.Б., Савельев А.В., Косицын Н.С., Логинова Н.А. Пространственно-плоскостное взаимодействие сознания с внешним миром в нейролокомоторике боевых искусств Востока для разработки роботизированных систем принципиально нового типа – гуманоидного иммуноандроида как техноиммуносистемы // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2019. Т. 21. № 4. С. 58–66.
- Осипов Г.С., Величковский Б.М. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия. 2016. https://bigenc.ru/mathematics/text/2022537 (дата обращения: 25.06.2020)
- Калмыков В.В. Мышление и искусственный интеллект // Вестник Мордовского университета. 2008. № 3. С. 31–33.
- Гольдберг А.П. Система для получения творческого искусственного интеллекта. Патент на изобретение RU 2 092 900 C1 (дата публикации: 10.10.1997).
- Гайденко П.П., Леонтьев Д.А. ТВОРЧЕСТВО // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия. 2017. https://bigenc.ru/philosophy/text/4184848 (дата обращения: 25.06.2020)
- Ромашко С.А. ИСКУССТВО // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия. 2016. https://bigenc.ru/philosophy/text/2022615 (дата обращения: 25.06.2020)
- Панов Н.В., Комков И.Б., Савельев А.В., Логинова Н.А. Организационная теория распределения элементов сознания и информационно-технический иммунитет системы боевых искусств Востока // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2021. Т. 23. № 2. С. 43–54.
- Федулов М.В., Панов Н.В., Логинова Н.А., Косицын Н.С. Использование искусственно вводимых сознанием человека правил построения движений для повышения эффективности боевых искусств // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2016. № 12. С. 77–84.
- Федулов М.В., Панов Н.В., Логинова Н.А., Косицын Н.С. Логическая регуляция движений и анализ совместимости систем на примере тхэквондо и каратэ // Нейрокомьпютеры: разработка, применение. 2017. № 5. С. 36–38.
- Федулов М.В., Панов Н.В., Логинова Н.А., Савельев А.В., Косицын Н.С. Использование нейролокомоторных принципов построения движений на примере боевых искусств // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2017. № 8. С. 41–43.
- Федулов М.В., Панов Н.В., Логинова Н.А., Гарах Ж.В., Комков И.Б., Савельев А.В., Косицын Н.С. Нейролокомоторные принципы как основа когнитивного подхода к построению движений в боевых искусствах и робототехнике // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2018. № 5. С. 36–41.