Журнал «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» №4 за 2021 г.
Статья в номере:
Внедрение сенсорных дисплеев в информационно-управляющее поле кабины пилотов самолета с применением стандарта ARINC 661
Тип статьи: научная статья
DOI: 0.18127/j19998554-202104-01
УДК: 629.7:004.51
Авторы:

И.И. Грешников, В.И. Златомрежев

ФГУП «ГосНИИАС» (Москва, Россия)

Аннотация:

Постановка проблемы. Рассматривается проблема применения сенсорных дисплеев в кабине пилотов воздушного судна (ВС) как часть общей тенденции по оптимизации человеко-машинного интерфейса (ЧМИ) в целях повышения безопасности и качества полётов. 

Цель. Разработать перспективное информационно-управляющее поле (ИУП) кабины пилотов самолётов транспортной категории на базе сенсорных дисплеев и анализ целесообразности внедрения данной технологии на борту ВС. 

Результаты. На основе анализа современных исследований и тенденций, а также нормативной документации в области построения перспективной кабины пилотов самолёта с использованием сенсорных дисплеев сделан вывод о целесообразности их внедрения в кабине пилотов и разработана концепция перспективной кабины. В качестве важных элементов концепции рассмотрены такие интерактивные кадры индикации, как штатные и аварийные чек-листы, навигационный кадр с планом полёта, кадры системы самолётовождения. С учетом известной проблемы использования сенсорных дисплеев в условиях турбулентности, был предложен резервный контур управления индикацией и реконфигурацией. Разработана интеллектуально-информационная система (ИИС) для прототипирования перспективной кабины пилотов с учётом применения стандарта ARINC 661 с последующей интеграцией в универсальный стенд прототипирования (УСП) кабины пилотов и апробации полученных результатов с участием лётных экспертов.  Практическая значимость. Благодаря представленным разработкам возможны существенная оптимизация элементов ИУП кабины пилотов самолета, повышение надёжности комплекса за счёт замены электромеханических органов управления дисплеями, снижение стоимости разработки ИУП и внесение доработок, снижение веса за счёт сокращения количества проводов и оборудования, упрощение монтажа.

Страницы: 5-13
Для цитирования

Грешников И.И., Златомрежев В.И. Внедрение сенсорных дисплеев в информационно-управляющее поле кабины пилотов самолёта с применением стандарта ARINC 661 // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2021. T. 23. № 4. С. 5−13. DOI: https://doi.org/10.18127/j19998554-202104-01

Список источников
  1. Грешников И.И., Златомрежев В.И. Перспективное информационно-управляющее поле кабины, реализующее новые способы информационного обеспечения экипажа и управления информационным полем // Сб. докладов 5-й Междунар. конф. «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов». 2019.
  2. Грешников И.И., Златомрежев В.И. Использование передовых технологий для оптимизации информационноуправляющего поля кабины перспективного самолёта // Сб. докладов XVIII Всерос. науч. конф. «Нейрокомпьютеры и их применение». 2020.
  3. Collins Aerospace, ARINC Specification 661 Cockpit Display System Interfaces to User Systems, AEEC, supplement 6. Maryland, USA: SAE ITC, 2016.
  4. https://www.atc-network.com/atc-news/thales-unveils-avionics-2020-the-cockpit-of-the-future
  5. https://www.rockwellcollins.com/prolinefusion/options
  6. Dodd S.R., Lancaster J., Grothe S. IEEE/AIAA 33rd Digital Avionics Systems Conference (DASC). Colorado Springs, CO, USA, 2014.
  7. Отчет ПИЦ «ОКР «Анализ разработанных элементов информационно-управляющего поля кабины экипажа, в том числе индикационных форматов информации, отображаемой на жидкокристаллических индикаторах», шифр «КБО МС-21 ИУП». 2010.
  8. FAA, Advisory Circular AC 20-175: Controls for Flight Deck Systems. Seattle: Federal Aviation Administration. 12.08.2011.
  9. Авиационные правила часть 25. Авиаиздат, 2015.
  10. EASA Certification Specifications and Acceptable Means of Compliance for Large Aeroplanes – CS-25 25.777-25.781
  11. CERTIFICATION REVIEW ITEM Agusta Westland AW 169 helicopter ISSUE: 3. б.м. : EASA, 2015 г.
  12. L410NG.Z046.VZ06_17_IR_Human_CRI-56
  13. L410NG.Z047.VZ06_17_FT_Report_of_CRI-56
  14. Патент 101331 РФ. Комплекс оборудования (стенд) прототипирования интерфейса кабины воздушного судна // С.Ю. Желтов, Е.А. Федосов, Г.А. Чуянов, В.И. Златомрежев, И.И. Грешников и др. Опубл. 2016 г.
  15. Отчет ФГУП «ГосНИИАС» № ГОСНИИАС.2100.100.0794-001МНТО. Разработка демонстратора ИУП кабины перспективного ВС на основе сенсорных многофункциональных индикаторов и пультов с технологией многоточечного прикосновения. 2019.
Дата поступления: 10.05.2021
Одобрена после рецензирования: 24.05.2021
Принята к публикации: 28.06.2021