350 руб
Журнал «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» №5 за 2018 г.
Статья в номере:
Нейрофизиологические особенности адаптации к учебному стрессу студентов с различными латеральными профилями
Тип статьи: научная статья
УДК: 612.846
Авторы:

В.Л. Ефимова – к.п.н., зам. директора по науке, группа детских неврологических клиник «Прогноз»,(Санкт-Петербург), докторант, биологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

E-mail: prefish@ya.ru

А.В. Новожилов – к.б.н., науч. сотрудник, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (Санкт-Петербург)

E-mail: prefish@ya.ru

Аннотация:

Методом айтрекинг исследованы особенности окуломоторной активности у детей трех групп: СДВГ, специфическое расстройство формирования школьных навыков (СРФШН), школьники без трудностей в обучении. Выявлено в группе СРФШН снижение точности выполнения фиксаций в пробах справа налево и сверху вниз; в группах СРФШН и СДВГ дети совершали больше движений глаз во всех пробах по сравнению с контролем; в группе СДВГ увеличено время латентности саккад в пробе снизу-вверх. Во всех группах отмечено увеличение латентного времени саккад и снижение точности выполнения фиксаций при выполнении вертикальных движений глаз посравнению с горизонтальными.

Страницы: 47-52
Список источников
  1. Leigh R.J., Kennard C. Using saccades a saresearch tool in theclinical neurosciences // Brain. 2004. V. 127. № 3. P. 460–477.
  2. Goto Y., Aihara M., Hatakeyama K., Kitama T., Sato Y., Nakazawa S. Study of saccadic eye movement in children with attention deficit/hyperactivity disorder // No To Hattatsu. 2005. V. 37. № 1. P. 10–14; 
  3. Pavlidis Th.G. Eye movements in dyslexia: their diagnostic significance // Journal of Learning Disabilities. 1985. V. 18. № 1. 
  4. Трифонов М.И., Ефимова В.Л., Ефимов О.И., Рожков В.П. Использование функций плотности распределения амплитуд саккад и шума фиксаций для диагностики неврологических расстройств у детей, испытывающих затруднения в учебе // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2015. № 11. С. 102–108.
  5. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / под редакцией А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение. 1966. 301 с.
  6. Левашов О.В. Функциональная асимметрия магно- и парвоцеллюлярной систем (М и П) (фазической и тонической) при локальных поражениях мозга и при дислексии: нейробиологический подход // Асимметрия. 2009. Вып. 2. С. 73–98.
  7. Протасевич Г.И., Кубарко А.И. Временная динамика коррекции ошибочных и дисметричныхсаккадических движений глаз на световой, звуковой и болевой стимулы / Белорусский государственный медицинский университет. Минск, Беларусь. https://www.bsmu.by/files/6109262439cafa3ed7172bd07c9a2290/.
  8. Славуцкая М.В., Моисеева В.В., Шульговский В.В. Влияние процессов внимания на программирование саккадических движений глаз у человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 1. С. 78–88.
  9. Лобанов А.А., Попова О.В. Внимание человека: психофизиологические аспекты в норме и при нарушении // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 9–9.
Дата поступления: 9 октября 2017 г.