Л.С. Куравский − д.т.н., профессор, декан, факультет информационных технологий, ГБОУ ВПО МГППУ (Москва)
E-mail: l.s.kuravsky@gmail.com
С.Л. Артеменков − к.т.н., профессор, факультет информационных технологий, ГБОУ ВПО МГППУ (Москва)
E-mail: slart@inbox.ru
Г.А. Юрьев − к.ф.-м.н., доцент, зам. декана, факультет информационных технологий, ГБОУ ВПО МГППУ (Москва)
E-mail: g.a.yuryev@gmail.com
Рассмотрены особенности организации адаптивной диагностической процедуры, модель предъявления заданий которой описывается с помощью марковских случайных процессов с дискретными состояниями и дискретным временем. Оценена её эффективность при тестировании когнитивных способностей. Средствами имитационного моделирования выявлена приемлемая надёжность распознавания уровней способностей при существенной экономии времени и усилий испытуемых.
- Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010. Т. 7. № 2. С. 103−114.
- Куравский Л.С., Артеменков С.Л., Юрьев Г.А., Григоренко Е.Л. Новый подход к компьютеризированному адаптивному тестированию // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 33−45. doi:10.17759/exppsy.2017100303.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Юрьев Г.А., Думин П.Н. Обучаемые марковские модели в задачах оптимизации порядка предъявления психологических тестов // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2013. № 4. С. 28–38.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Панфилова А.С., Юрьев Г.А. Математические аспекты концепции адаптивного тренажера // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 84–95. doi: 10.17759/pse.2016210210.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Юрьев Г.А., Мармалюк П.А. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 56−65.
- Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Адаптивное тестирование как марковский процесс: модели и их идентификация // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2011. № 2. С. 21−29.
- Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Вероятностный метод фильтрации артефактов при адаптивном тестировании // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 119−131.
- Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Использование марковских моделей при обработке результатов тестирования // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 98−107.
- Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Об одном подходе к адаптивному тестированию и устранению его артефактов // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2012. № 1.
- Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Куравского. 2-е изд., доп. М.: Изд-во МГППУ. 2017. 203 с.
- Baker F.B. The Basics of Item Response Theory. ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, University of Maryland. College Park. MD. 2001.
- Burden R.L., Faires J.D. Numerical Analysis, Brooks/Cole, Cengage Learning. 9-th Ed. 2011. 895 p.
- Gregory R.J. Psychological testing: History, principles, and applications (5th edition). New York: Pearson. 2007.
- Gulliksen H. Theory of Mental Tests. John Wiley & Sons Inc. 1950.
- Kohonen T. Self-Organizing Maps, Springer. 3th Ed., 2001. 501 p.
- Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Yuryev G.A., Dumin P.N. A Numerical Technique for the Identification of Discrete-State Continuous-Time Markov Models// Applied Mathematical Sciences. 2015. V. 9. № 8. Р. 379–391. URL: http://dx.doi.org/10.12988/ams. 2015.410882.
- Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Baranov S.N., Alkhimov V.I., Yuryev G.A., Artyukhina S.V. A New Technique for Testing Professional Skills and Competencies and Examples of its Practical Applications // Applied Mathematical Sciences. 2015. V. 9. № 21. Р. 1003–1026. http://dx.doi.org/10.12988/ams.2015.411899.
- Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Yuryev G.A., Dumin P.N. A Numerical Technique for the Identification of Discrete-State Continuous-Time Markov Models// Applied Mathematical Sciences. 2015. V. 9. № 8. Р. 379–391. URL: http://dx.doi.org/10.12988/ams. 2015.410882.
- Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. // Copenhagen, Danish Institute for Educational Research, expanded edition (1980) with foreword and afterword by B.D. Wright. Chicago: The University of Chicago Press. 1960/1980.
- Thompson N.A., Weiss D.J. A framework for the development of computerized adaptive tests // Practical Assessment, Research & Evaluation. 2011. № 16(1). Р. 1−9.
- de la Torre J., Patz R.J. Making the Most of What We Have: A Practical Application of Multidimensional Item Response Theory in Test Scoring // Journal of Educational and Behavioral Statistics. 2005. № 30(3). Р. 295−311. doi:10.3102/10769986030003295.
- Wilkinson J.H. The Algebraic Eigenvalue Problem. Oxford, Clarendon Press. 1988. 662 p.
- Wright B.D., Masters G.N. Rating scale analysis. Rasch measurements. Chicago: MESA Press. 1982.