350 руб
Журнал «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» №12 за 2015 г.
Статья в номере:
Экспертное оценивание состояния безопасности морской акватории с помощью нейро-нечеткой сети
Авторы:
В.М. Гриняк - к.т.н., доцент, Дальневосточный федеральный университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. E-mail: viktor.grinyak@vvsu.ru А.С. Девятисильный - д.т.н., гл. науч. сотрудник, Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН (г. Владивосток). E-mail: devyatis@iacp.dvo.ru
Аннотация:
Рассмотрен подход к моделированию системы оценки навигационной безопасности коллективного движения морских судов с выделением различных уровней опасности типа «высокий», «средний» и «низкий». В основу критерия разделения опасностей положены: степень интенсивности маневрирования судов, характер сближения судов и время, оставшееся до сближения. Предложена математическая модель задачи оценки координат и скоростей судов и конфигурация иерархической нейро-нечеткой сети, позволяющей генерировать предупреждающие сигналы. Показаны результаты вычислительного эксперимента для типичных ситуаций и результаты натурных испытаний системы в акватории порта Владивосток.
Страницы: 3-11
Список источников

 

  1. Гриняк В.М., Головченко Б.С., Малько В.Н. Распознавание опасных ситуаций системами управления движением судов // Транспорт: наука, техника, управление. 2011. № 8. С. 42-45.
  2. Гриняк В.М., Девятисильный А.С. Нечеткая система распознавания опасного сближения судов на морских акваториях // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2014. № 11. С. 36-42.
  3. Tam Ch.K., Bucknall R., Greig A. Review of collision avoidance and path planning methods for ships in close range encounters // Journal of Navigation. 2009. V. 62, № 3. P. 455-476.
  4. Бурмака А.И. Стратегия расхождения судов в ситуации чрезмерного сближения // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2014. № 1. С. 20-22.
  5. Wilson P.A., Harris C.J., Hong X. A Line of sight counteraction navigation algorithm for ship encounter collision avoidance // Journal of Navigation. 2003. V. 56. № 1. P. 111-121.
  6. Букатый В.М., Морозова С.Ю. Нетрадиционный метод выяснения ситуации сближения судов // Эксплуатация морского транспорта. 2012. № 1. С. 18-21.
  7. Дорожко В.М., Лебедева А.Н. Экспертные представления об основных ситуационных моделях коллективного движения судов // Проблемы управления. 2006. № 4. С. 43-49.
  8. Васьков А.С., Васьков В.А., Мироненко А.А. Взаимосвязь зон навигационной безопасности судна // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2013. № 2. С. 18-21.
  9. Фарина А., Студер Ф. Цифровая обработка радиолокационной информации. Сопровождение целей. М.: Радио и связь. 1993.
  10. Девятисильный А.С., Гриняк В.М. Нечеткое определение характера движения при многомодельном сопровождении траектории судна обзорной РЛС // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2013. № 6. С. 13-20.
  11. Штовба С.Д. Проектирование нечетких систем средствами MatLab. М.: Горячая линия телеком. 2007. 288с.
  12. Коноплев М.А. Применение аппарата нечеткой логики для определения уровня опасности столкновения // Эксплуатация морского транспорта. 2009. № 2. С. 34-39.
  13. Бобырь М.В. Влияние числа правил на обучение нечетко-логической системы // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2014. № 11. С. 28-35.
  14. Головченко Б.С., Гриняк В.М. Информационная система сбора данных о движении судов на морской акватории // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2014. № 2. С. 156-162.