В.В. Онуфриенко1, А.П. Фарина2, В.А. Малышев3
1–3ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж, Россия)
Постановка проблемы. При эксплуатации современных воздушных судов (ВС) к одной из основных задач относится создание безопасных условий жизнедеятельности для экипажа. Разгерметизация герметической кабины (ГК) ВС является наиболее опасным неблагоприятным фактором высотного полета. В связи с этим к системе автоматического регулирования давления (САРД) воздуха в ГК предъявляются жесткие требования по созданию требуемого уровня давления воздуха в ГК и скорости его изменения на всем диапазоне высот полета, в том числе и при внезапной разгерметизации ГК.
Цель. Разработать методику оценки способа управления системы автоматического регулирования давления воздуха в герметической кабине воздушного судна при частичной разгерметизации в условиях интенсивного маневрирования воздушного судна в вертикальной плоскости.
Результаты. Рассмотрен способ управления САРД воздуха в ГК ВС при частичной разгерметизации в условиях интенсивного маневрирования ВС в вертикальной плоскости, позволяющий по отклонению ручки управления самолетом и измеренного текущего давления воздуха в ГК синтезировать управление подачей и сбросом воздуха в ГК. Разработана методика оценки предложенного способа, которая на основании полученной математической модели позволила выявить преимущества предлагаемого способа по отношению к штатной системе.
Практическая значимость. Представленная методика может быть использована при обосновании облика и тактико-технических характеристик САРД воздуха в ГК перспективных ВС.
- Дворников М.В., Чернуха В.Н., Матюшев Т.В. Медико-технические и эргономические проблемы обеспечения безопасности авиационных полетов // Проблемы безопасности полетов. 2014. № 6. С. 13–19.
- Быков Л.Т., Егоров М.С., Тарасов П.В., Высотное оборудование самолетов // Государственное издательство оборонной промышленности. 1958. 392 с.
- Дворников М.В., Кастерский С.М., Харьков В.П., Чернуха В.Н. Синтез регулятора давления в герметической кабине самолета с компенсированием внезапных утечек воздуха // Наукоемкие технологии. 2021. Т. 22. № 7. С. 52–59. DOI: https:doi.org/10.18127/j19998465-202107-07.
- Webb J.L., Pilmanic A.A. Risk DCS during military operations. ASEM. 2017. V. 82. № 5. P. A1−A22.
- Кукушкин Ю.А., Дворников М.В., Степанов В.К., Сухолитко В.А., Богомолов А.В. Анализ проблем защиты летчика от воздействия высотного фактора полета // Проблемы безопасности полетов. 2002. № 10. С. 27.
- D.S. Files. Human performance enhancement. ASMA. 2017. № 090. P. 188. AM&HP. V. 88. № 3.
- Кучевский С.В., Онуфриенко В.В., Дмитриев В.М. Метод автоматического поддержания давления воздуха в герметическом жилом объеме при критических условиях эксплуатации // Наукоемкие технологии. 2018. Т. 19. № 9. С. 29–37. DOI: 10.18127/j19998465-201809-05.
- Красовский А.А. Системы автоматического управления летательных аппаратов. М.: ВВИА имени Н.Е. Жуковского. 1986. 477 с.
- Пат. на изобретение РФ № 2755950. Способ регулирования давления воздуха в герметической кабине летательного аппарата при особых условиях полета / Онуфриенко В.В., Фарина А.П., Кучевский С.В. С1. (RU) от 29.10.2020. Бюл. № 27. опубл. 23.09.2021. М.: РОСПАТЕНТ. 2021.