Д.И. Фоменко1, С.У. Увайсов2, К.И. Бушмелева3, М.В. Юрчишина4, В.В. Черноверская5
1,3,4 Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия),
2,5 РТУ МИРЭА (Москва, Россия)
Постановка проблемы. Контроллер TREI-5B-05 серии «ECO» – важнейший элемент SCADA-системы управления технологическим процессом в нефтегазовой отрасли. В соответствии с отечественной политикой импортозамещения в SCADA-системе нефтегазовой транспортной инфраструктуры начато применение программируемого контроллера TREI-5B-05 серии «ECO». Для этого контроллера необходимо разработать алгоритмы управления и программное обеспечение, осуществляющее мониторинг функций контроллера и сигнализирующее об обнаруженном сбое.
Цель. Разработать управляющие алгоритмы и программное обеспечение для автоматизированной системы мониторинга состояния технологического оборудования, задействованного в транспортировке жидких энергоресурсов по нефтегазовым магистралям, обеспечивающие бесперебойную работу системы и уменьшение времени ее простоя в случае поломки оборудования. Результаты. Создан и протестирован программно-алгоритмический комплекс для контроля технического состояния насосного агрегата и запорного устройства с электрическим приводом. Разработаны и апробированы специальные алгоритмы тестирования сигналов при различных значениях управляющих параметров. Сформированы протоколы для всех проведенных тестов и определены допустимые значения параметров для конкретной построенной системы. Проведен анализ XML-файлов в памяти контроллера и в оперативной памяти на предмет их целостности. Апробирована серия тестов, с помощью которой на специализированном стенде проверялась корректность функционирования контроллера TREI-5B-05 посредством моделирования возникающих ошибок. Выполнена интеграция данного приложения с имеющимся автоматизированным местом оператора. Предложена методика проверки работоспособности контроллера.
Практическая значимость. Разработанное приложение позволяет осуществлять контроль работоспособности системы, а также передавать сигналы об обнаруженных ошибках в автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора. Своевременная сигнализация о сбоях в транспортной системе, в свою очередь, позволяет оперативно принять меры по устранению их причин.
Фоменко Д.И., Увайсов С.У., Бушмелева К.И., Юрчишина М.В., Черноверская В.В. Программно-алгоритмическое обеспечение SCADA-системы // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2021. Т. 26. № 3. С. 5−13.
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700814-202103-01
- Втюрин В.А. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Основы АСУТП: Учеб. пособие для студентов специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств». СПб: СПбГЛТА. 2006. 152 с.
- Кузьменко Н.В. Автоматизация технологических процессов и производств. Часть первая. Конспект лекций: Учеб. пособие для студентов заочного отделения специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств». Ангарск: АГТА. 2005. 77 с.
- Мякишев Д.В. Принципы и методы создания надежного программного обеспечения АСУТП. URL = http://www.krnpump.ru/ services/avtom1.php (01.05.2021).
- АО «ТРЭИ». TREI-5B Контроллеры для ответственных применений. 2019. С. 4−7.
- АО «ТРЭИ». Устройство программного управления TREI-5B-05. Модули серии ECO. 2019. С. 21−90.
- АО «ТРЭИ». Руководство по эксплуатации модулей серии ECO. 2019. С. 5−59.