350 руб
Журнал «Информационно-измерительные и управляющие системы» №8 за 2014 г.
Статья в номере:
Решение задачи классификации ИТ-специалистовна основе модели социально-личностной компетентности
Авторы:
А.И. Гусева - д.т.н., профессор, кафедра экономики и менеджмента в промышленности, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва). E-mail: aiguseva@mephi.ru В.С. Киреев - к.т.н., доцент, кафедра кибернетики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва). E-mail: V.Kireev@inbox.ru А.Н. Силенко - к.т.н., доцент, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва). E-mail: ansilenko@mephi.ru
Аннотация:
Данная статья представляет результаты исследований, которые проводились в интересах экспертно-методического центра оценки и сертификации квалификаций специалистов (ЭМЦОСК) в атомной отрасли, созданного на базе Национального ядерного инновационного консорциума (НЯИК). Экспертно-методический центр - это организация, уполномоченная осуществлять организационно-методическое сопровождение процесса оценки и сертификации квалификаций в атомной отрасли Российской Федерации. Развитие системы оценки и сертификации квалификаций специалистов является одним из приоритетных направлений развития не только атомной отрасли, но и высшего образования в целом. Данное актуальное направление нашло свое достойное место в Дорожной карте Программы развития конкурентоспособности НИЯУ МИФИ. При сертификации квалификаций, как правило, основное внимание уделяется профессиональным компетентностям. Но серия новых профессиональных стандартов для атомной отрасли, разработанная в 2013 г., показала, что значение социально-личностной компетентности неуклонно возрастает с каждым повышением квалификационного уровня работника. Такая потребность вызвала необходимость проведения исследования в области методов оценки социально-личностной компетентности при сертификации квалификаций работников атомной отрасли. Задачами исследования являлось: построение модели единой социально-личностной компетентности, учитывающей требования современных профессиональных и образовательных стандартов; выделение в модели латентных факторов личности, которые имеют заметное влияние на выполнение различных видов производственной деятельности; построение системы оценки социально-личностной компетентности работников атомной отрасли. Исследование проводилось среди большой выборки студентов старших курсов НИЯУ МИФИ по специальности прикладная математика и информатика. В течение года испытуемые получали и закрепляли бесценный опыт проектного обучения в малых группах по курсу «Технология программирования». Помимо этого, для них уже прочитан курс «Менеджмент и маркетинг». Таким образом, с одной стороны, у испытуемых ожидается хорошо сформированные компоненты социально-личностной компетентности, с другой - они ориентированы на работу в атомной отрасли и ответственно оценивают технологические и экологические риски, характерные именно для атомной энергетики. В качестве основного метода обработки информации, предоставляемой экспертам ЭМЦОСК, использовался кластерный анализ. В данном случае эксперты, принимающие решение, не имели специального образования в области психологии и социологии. Задачей авторского коллектива являлось выявление набора латентных свойств испытуемых, влияющих на сложность выполнения различных заданий, и подтверждение того факта, что это влияние является статистически значимым. Далее, на основе графического представления научных данных, необходимо было предоставить экспертам сертификационных центров доказательную базу значимости этого влияния и разработать модель оценки социальной компетентности, учитывающей значимость различных факторов. В настоящее время предложенные в работе методы и алгоритм оценки социально-личностной компетентности приняты в экспертно-методическом центре атомной отрасли для сертификации квалификаций работников.
Страницы: 66-70
Список источников

  1. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of April 12, 2013 № 148n // Rossiyskaya Gazeta, 13 June 2013, Federal issue № 6101.
  2. The plan of implementation of the Program of increase of competitiveness of MEPhI [Electronic resource] Fccess mode: http:// http://mephi.ru/upload/road_map.pdf  (access date: 12.04.2014).
  3. Guseva A.I., Silenko A.N., Sheina E.A. Certification of Qualifications: Experience in the Preparation and Approbation of Certification of Measuring Materials in Nuclear Industry // Modern problems of science and education. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/116-12451 (access date: 21.03.2014).
  4. Zimnya I.A., Zemtsova E.V. The integrative approach to the assessment of socio-professional competence of graduates // Higher education today. 2008. № 5. С. 14-19.
  5. Rybina GV, Yusova M.V., Turdaliev E.V. Ontology training in integrated expert systems // Information-measuring and control systems. 2012. Т. 10. № 8. С. 13-21.
  6. Eysenck and Eysenck H.J. Eysenck and S.B.G. Eysenck. The Eysenck Personality Inventory (EPI). Educational and Industrial Testing Service, San Diego. 1963.
  7. Meredith Belbin R., Method, Reliability & Validity, Statistics & Research. A Comprehensive Review of Belbin Team Roles // www.belbin.com
  8. Karelin A. Great encyclopedia of psychological tests. M.: Eksmo. 2007. 416 с.