350 руб
Журнал «Системы высокой доступности» №1 за 2023 г.
Статья в номере:
Системный анализ образовательных цифровых экосистем в АПК
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20729472-202301-04
УДК: 002:001(470)
Авторы:

В.И. Будзко1, В.И. Меденников2

1 Академия криптографии Российской Федерации, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва, Россия)
1,2 ФИЦ ИУ РАН (Москва, Россия)
 

Аннотация:

Постановка проблем. В настоящее время наметилась опасная тенденция детерминологизации основных понятий и терминов цифровой экономики, обусловленная привлекательностью их использования бизнес-сообществом в целях привлечения потенциальных пользователей к создаваемым продуктам. Среди понятий и терминов одним из набирающих популярность является, например, цифровая экосистема. Такая детерминологизация понятий наносит огромный вред системности и эффективности реализации цифровой экономики, дезориентируя как исполнителей программы, так и ученых при применении на практике одного из основных общих принципов цифровизации общества – создание системы управления информацией на основе интеграции разрозненных данных в единую структурированную облачную среду. Научное сообщество в этой ситуации заняло пассивную позицию, а порой и повторяет риторику бизнес-сообщества, отчасти из-за отстранения РАН от ее реализации, отчасти из-за вымывания «айтишников» из НИИ и ВУЗов в бизнес вследствие недофинансирования науки. Как никогда в этой ситуации актуально изречение Конфуция: «Если вещи будут называться неправильно, то слова потеряют силу». Поэтому назрела необходимость проанализировать с системных позиций место экосистем в происходящей всеобщей цифровизации, сделать попытку дать научную классификацию цифровых экосистем, на примере наиболее недоопределенной в литературе образовательной экосистемы попытаться формализовать процесс ее формирования с использованием математического моделирования, для чего осуществить мониторинг аграрных ВУЗов, поскольку потребность в экосистеме сельского хозяйства резко возрастает, а отрасль, в свою очередь, представляет одну из наиболее ярких экосистем, удовлетворяющую классическому их определению, поскольку в настоящее время к АПК предъявляются повышенные требования как к качеству продукции, так и к минимизации негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и на самого человека.

Цель. Дать анализ понятия экосистем, формализовать описание образовательной экосистемы в сельском хозяйстве на основе математического моделирования, а также проанализировать последствия ее реализации.

Результаты. Представлена математическая модель формирования образовательной экосистемы в сельском хозяйстве.

Практическая значимость. Результаты расчетов на основе математической модели формирования образовательной экосистемы явятся основой интеграции научно-образовательных ресурсов всех аграрных ВУЗов страны в единую цифровую платформу, впервые в истории позволяющую выполнить с единых позиций триединую роль: коммуникационную среди ученого сообщества, образовательную, трансферную указанных ресурсов в экономику и цифрового инструмента для адекватной реакции регулирующих органов на  возникшие новые запросы общества, бизнеса в условиях введенных жестких санкций.

Страницы: 46-58
Для цитирования

Будзко В.И., Меденников В.И. Системный анализ образовательных цифровых экосистем в АПК // Системы высокой доступности. 2023. Т. 19. № 1. С. 46–58. DOI: https://doi.org/ 10.18127/j20729472-202301-04

Список источников
  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент: классическое издание / пер. с англ. О. Литун. М.: Питер. 2009. 342 с.
  2. Боровков А.И. Цифровые двойники и цифровая трансформация предприятий ОПК // Оборонная техника. 2018. № 1. С. 6–23.
  3. Меденников В.И. Математическая модель формирования цифровых платформ управления экономикой страны // Цифровая экономика. 2019. № 1(5). С. 25–35.
  4. Medennikov V., Flerov Yu. System Analysis of Digital Ecosystem of Russian Agriculture // IEEE Xplore Digital Library. 15 International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia, 2022.
  5. Tansley A. The Use and Abuse of Vegetational Concepts and Terms // Vegetational Concepts and Terms. 1935. P. 284–307.
  6. Промышленные экосистемы и эколого-промышленные парки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/ 3_180271_promishlennie-ekosistemi-i-ekologo-promishlennie-parki.html
  7. Филимонов О.И., Касьяненко Т.Г., Кухта М.В. Экосистема как новая организационно-экономическая форма ведения виртуального бизнеса // Актуальные исследования. 2021. № 48(75). Ч. II. С. 31–41.
  8. Трофимов О.В. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2019. № 4(56).
  9. Фадейкина Н.В. Развитие теоретических представлений на категории «экосистема» и «инновационная экосистема» // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2(142). С. 103–111.
  10.  Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 16–28.
  11. Розенберг Г.С. Бизнес-системы: Что стоит за словами и куда это ведет? // Биосфера. Институт экологии Волжского бассейна РАН. 2020. С. 161–167.
  12. Саморегулируемые системы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0% BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B
  13. Никерина Е. Бизнес-тренд: продукт как сервис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gb.ru/posts/biznes-trend-produkt-kak-servis
  14. Ковалева Т.М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте будущего / Сб. науч. статей по материалам IV Междунар. научно-практ. конф. М., 2021. С. 25–31.
  15. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 3. С. 1273–1288.
  16. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 1211–1226.
  17. Будзко В.И. Математическая модель оптимизации структуры севооборотов на основе единой цифровой платформы управления сельскохозяйственным производством // Системы высокой доступности. 2022. Т. 18. № 4. С. 5–15.
  18. Меденников В.И. Цифровая экосистема растениеводства. Агробиотехнология-2021 // Сб. статей междунар. науч. конф. Москва. 24–25 ноября 2021 г. М.: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева. 2021. 1320 с.
Дата поступления: 10.02.2023
Одобрена после рецензирования: 22.02.2023
Принята к публикации: 01.03.2023