350 руб
Журнал «Динамика сложных систем - XXI век» №1 за 2020 г.
Статья в номере:
Модель генерации взаимосвязанных пассажиропотоков на остановочных пунктах с заданными автокорреляционными свойствами
DOI: 10.18127/j19997493-202001-08
УДК: 004 942
Авторы:

А.В. Балдин – д.т.н., профессор,  кафедра «Системы обработки информации и управления», МГТУ им. Н.Э. Баумана

E-mail: bal@bmstu.ru

И.Д. Ерошок – аспирант,  кафедра «Системы обработки информации и управления», МГТУ им. Н.Э. Баумана

E-mail: iderosgok@gmail.com

Аннотация:

Постановка проблемы. Исследование пассажиропотоков − важный этап разработки программы моделирования городской маршрутной сети пассажирского транспорта, которая, в свою очередь, представляет теоретическую базу для организации движения подвижного состава транспортных средств.

Цель. Представить результаты корреляционного и спектрального анализа пассажиропотоков, которые необходимы для оценки ситуации на остановочных пунктах различных маршрутов пассажирского транспорта, и предложить методику моделирования взаимосвязанных пассажиропотоков с заданными статистическими свойствами.

Результаты. На основе факторного анализа и анализа главных компонент факторной модели решена задача выявления скрытых закономерностей между различными пассажиропотоками, направленная на выявление информативности латентных факторов модели городской маршрутной сети. Предложен алгоритм генерации стационарного временного ряда с заданной автоковариационной функцией, результатом которого является подобранный временной ряд скользящего среднего с полученными в результате расчета весовыми коэффициентами. Получены количественные оценки информативности главных компонент факторной модели алгоритм генерации скользящего среднего, которые дают основу совместного моделирования сразу всех пассажиропотоков на всех остановочных пунктах с учетом их взаимных корреляций. 

Практическая значимость. Включение модели многомерного временного ряда существенно повышает адекватность обобщенной имитационной модели маршрутной сети городского наземного транспорта.

Страницы: 71-97
Список источников
  1. Володченко С.В. Моделирование распределения пассажирских потоков в крупных городах: Автореф. дисс. … канд. тех. наук. СПб. 2005. 184 с.
  2. Липенков А.В., Маслова О.А., Елисеев М.Е. О подходах к моделированию времени простоя автобусов на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта // Мир транспорта и технологических машин. 2012. № 3. С. 84−93.
  3. Нургалиев Е.Р. Имитационное моделирование пассажиропотоков при помощи программного продукта ANYLOGIC с целью повышения качества пассажироперевозок // Сб. науч. статей «Наука: поиск-2009». Астрахань: Изд-во АГТУ. 2009. С. 223–227.
  4. Панфилов А.Э., Беришева Е.Д., Крушель Е.Г., Степанченко И.В. О построении модели появления пассажиров на остановках городского пассажирского транспорта // Современные проблемы науки и образования. 2009. №  5. С. 118−120.
  5. Губанов В.А., Ковальджи А.К. Выделение сезонных колебаний на основе вариационных принципов. Экономика и математические методы. 2001. Т. 37. № 1. С. 91−102.
  6. Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: Юнити. 2001. 405 с.
  7. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ: Пер. с англ. Изд. 3-е. М.: Вильямс. 2007. 912 с.
  8. Брандт З. Анализ данных. Статистические и вычислительные методы для научных работников и инженеров. М.: Мир. ООО «Издательство ACT». 2003. 686 с.
  9. Воробейчиков С.Э., Кабанова Т.В. Оценка параметра процесса авторегрессии первого порядка при наличии мешающего параметра // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика, 2009. № 4. С. 26−31.
  10. Ганцева Е.А., Каладзе В.А., Каладзе Г.А. Динамические модели нестационарных случайных процессов // Вестник ВГТУ. 2006. Т. 2. № 5. С. 4−8.
  11. Thomsen E. OLAP Solutions: Building multidimensional information systems. Wiley computer publishing. 2007
Дата поступления: 10 марта 2020 г.