Д.Л. Овчинников1, А.Ю. Тычков2, Д.С. Чернышов3, А.Д. Иванов4, Р.В. Золотарев5, А.Д. Сашина6
1–4, 6 Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
5 TSEM LLC (Пенза, Россия)
Постановка проблемы. Виртуальная реальность находит всестороннее применение в различных областях наук, техники, медицине, высокотехнологичном производстве, игровой индустрии и образовании. Обеспечить полное погружение пользователя в среду виртуальной реальности, а также отработать технические навыки работы возможно только с дополнительными периферийными устройствами (перчатки с биологической тактильной обратной связью для взаимодействия с объектами).
Цель. Разработать современный и технологичный контроллер-перчатку для взаимодействия с виртуальной реальностью.
Результаты. Проведен анализ необходимых для устройства функций (отслеживание движений отдельных фаланг, обратная связь, удобство использования) на основе готовых образцов контроллеров. Представлена обобщенная структурная схема предлагаемого устройства и список компонентов, необходимых для ее реализации. Описаны особенности реализации обратной связи интерфейса человек-машина.
Практическая значимость. Предлагаемое решение перчатки-контроллера с функцией обратной связи интерфейса человек-машина позволит пользователю повысить уровень физиологического восприятия (эмоциональной восприимчивости) и чувствительности к виртуальным сценам и событиям, смоделированным иммерсивной средой.
Овчинников Д.Л., Тычков А.Ю., Чернышов Д.С., Иванов А.Д., Золотарев Р.В., Сашина А.Д. Разработка контроллера-перчатки для взаимодействия с объектами виртуальной реальности // Биомедицинская радиоэлектроника. 2023. T. 26. № 2. С. 38−43. DOI: https://doi.org/ 10.18127/j15604136-202302-06
- Liu X. et al. Virtual reality and its application in military. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2018. V. 170. № 3. P. 032155.
- Граневский К.В., Кубенин Н.А. Технологии виртуальной и дополненной реальности и возможность их применения в военном образовании // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 31–1. С. 16–22.
- Rosen J. M. et al. Evolution of virtual reality [Medicine]. IEEE Engineering in Medicine and Biology Magazine. 1996. V. 15. № 2. P. 16–22.
- Корзунин А.В. Психофизиологические критерии оценки нервно-психической устойчивости в процессе военно-профессиональной адаптации военнослужащих: Дис. СПб.: Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова. 2015.
- Сысоев В. Н. и др. Физиология военного труда. СПб.: Любавич. 2011. Т. 455.
- Чермянин С.В. Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций. СПб.: Айсинг. 2015. С. 208.
- Солодков А.С. Возрастная физиология: Учеб. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2001. С. 187.
- Зеленский М.М., Рева С.А., Шадеркина А.И. Виртуальная реальность (VR) в клинической медицине: международный и российский опыт // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2021. Т. 7. № 3. С. 7–20.
- Rosser J. C. et al. Impact of Super Monkey Ball and Underground video games on basic and advanced laparoscopic skill training. Surgical endoscopy. 2017. Т. 31. P. 1544–1549.
- Atmel Corporation, 8-bit AVR Microcontrollers ATmega328/P datasheet complete. 2016. P. 1–2.
- InvenSense Inc, MPU-9250 Product Specification Revision 1.1. 2016. P. 6–18.
- Бычков Е. А. и др. Разработка системы контроля положения скальпеля в реальном времени // Биомедицинская радиоэлектроника. 2019. Т. 22. № 6. С. 24–30. DOI: 10.18127/j15604136-201906-05.
- Тычков А. Ю. и др. Обзор систем виртуальной реальности // Изв. вузов. Поволжский регион. Сер.: Технические науки. 2020. № 2 (54). С. 3–13.